«В нашей деревне уже два года нет врача, негде купить таблетки. Большинство пенсионеры, и не каждый может поехать в район. Мы жаловались главному врачу Дзержинской районной больницы, просили, чтобы хотя бы раз в две недели привозили нам лекарства.
А 16 марта у нас произошел такой случай. Заболел 74-летний инвалид на одной ноге – Валерий Федорович Матвеев. Вызвали скорую помощь, его забрали в село Дзержинское в больницу. А через час выгнали на улицу.
С уважением, соцработник Агурова Наталья от имени жителей деревни Александро-Ерша Дзержинского района».
За комментариями по поводу ситуации, изложенной в письме, мы обратились в министерство здравоохранения края. Там пояснили, что в регионе отрегулирована система обеспечения жителей лекарствами. По словам начальника отдела по организации лекарственного обеспечения минздрава Красноярского края Елены Кожуховой, в регионе уже несколько лет действует правило: фельдшерско-акушерские пункты имеют право на получение лицензии на фармацевтическую деятельность. То есть медработник на селе может не только обеспечивать жителей медикаментами, но и выписывать льготные рецепты, их отоваривать. Такая лицензия имеется и у ФАПа в Александро-Ерше. Правда, медицинский работник здесь уже два года в декретном отпуске. Все это время ее заменяла коллега из ближайшего Николаевского ФАПа. Специалист приезжала в Александро-Ершу, проводила прием пациентов и привозила необходимые медикаменты. Но недавно женщина заболела, ушла на больничный, пенсионеры деревни остались практически «бесхозными».
– Медработник, который обслуживал Александро-Ершу, на больничном уже месяц, но скоро выйдет из декретного отпуска их «родной» фельдшер, – рассказывает Елена Кожухова. – Местным жителям нужно немного потерпеть. Временный перерыв связан с человеческим фактором.
В Дзержинском районе из 34 существующих ФАПов 18 имеют лицензию на фармацевтическую деятельность. В остальных населенных пунктах работают выездные бригады: раз в неделю развозят лекарственные препараты по деревням. Существует в селах края и система дворовых хозяйств. Районная больница формирует пакет медикаментов первой помощи, который хранится либо в сельсовете, либо у активного жителя. Получить средства из этого пакета все жители деревни могут бесплатно.
Если же у пациента более серьезные симптомы и ему требуется медицинская помощь, в деревню вызывают скорую помощь. Как произошло в случае с Валерием Федоровичем Матвеевым, о котором рассказала в письме соцработник.
74-летний инвалид действительно был доставлен в районную больницу бригадой скорой медицинской помощи. Его осмотрели и показаний для срочной госпитализации не нашли.
– На следующий день пенсионера еще раз осмотрел врач-терапевт, провел ему рентгенографию. У пациента диагностировали запущенную форму рака, – рассказывает специалист отдела организации медицинской помощи и санаторно-курортного лечения минздрава края Павел Хардин. – От дальнейшего обследования пациент отказался. Он, к сожалению, не появлялся в больнице с 2013 года, когда ему ампутировали бедро. Не реагировал на вызовы больницы на медосмотры и диспансеризацию.
Все же в апреле инвалид вновь прибыл в районную больницу – его проконсультировали по телемосту в краевом онкологическом диспансере, от лечения в Красноярске Матвеев отказался. А до 9 мая находился на стационарном лечении в отделении сестринского ухода районной больницы – получал обезболивание. Здесь и скончался.
Сейчас уже не узнаешь, что произошло в тот первый приезд пенсионера в районную больницу. Как говорит Павел Хардин, в районах края скорая помощь старается помочь пациентам добраться до дома. Если, конечно, не поступает неотложный вызов.
– Если пациент одинок или его не забирают родственники, скорая помощь доставляет его домой, – говорит Павел Хардин. – Но бригад в районных больницах не так много. В любой момент может поступить неотложный вызов. Как быть в такой ситуации? Спасать жизнь другому человеку или транспортировать домой осмотренного пациента? Нужно понимать: скорая помощь – это не такси.