Скрипач Никита Борисоглебский позавидовал красноярцам из-за «Столбов»

Скрипач Никита Борисоглебский позавидовал красноярцам из-за «Столбов»
Фото: Александр Паниотов

Скрипач Никита Борисоглебский – мировая знаменитость и почитатель Красноярска. На фестивале «Азия — Сибирь — Европа» он сыграл Всероссийскую премьеру камерной симфонии Кристофа Эренфеллнера – австрийского скрипача и дирижера, обладателя международной премии «Композитор 2025 года».

Музыкант считает: Красноярск достаточно активный с точки зрения культуры, и музыки в частности. Тем не менее, у публики есть некоторое ощущение жажды, которая заставляет ее слушать музыку с большим желанием.

О себе, о музыке и о том, как инструмент находит своего музыканта, Никита Борисоглебский рассказал в интервью НКК.

— Никита, вы не впервые в Красноярске. Что привлекает вас в наш город, край?

— Я много раз был в Красноярске с концертами, но как-то получалось, что приезжал только зимой. А в этом году удалось сходить на ваши знаменитые Столбы. Это замечательное место.

Я забрался на плечо Деда – оттуда открывается удивительный вид, аж дух захватывает. Как ни странно, мне это напомнило Норвегию, фьорды. Там забираешься наверх и видишь кусок воды, скалы. Здесь такой же размах, широта. Я завидую людям, которые живут в Красноярске. Они каждый день могут гулять на природе, набираться сил.

— Кстати, Чехов наши места сравнивал со Швейцарией. А немецкий композитор Эньотт Шнайдер, побывав на Столбах, написал оркестровую сюиту «Духи Сибири».

— В этом преимущество композиторов – они могут вдохновиться природой и оставить след в истории. Музыкант, конечно, тоже вдохновляется. И его впечатления отражаются на игре. На концерте я вспоминаю картину, которую увидел, свое настроение – и вкладываю это в музыку.

Еще студентом я ездил на конкурс в Италию. Городок Валенсия находится в начале Альп. Я также пошел прогуляться по горам, а мне рассказали, что здесь бывал Брамс, сочинил концерт, который я исполнял на конкурсе. И я так вдохновился этим – представлял, как Брамс сидел на камне, и у него в голове появилась эта тема.

Кристоф Эренфеллнер дирижировал во время всероссийской премьеры своей симфонии, солировал Никита Борисоглебский

— Вы играли в разных залах, в разных странах. Есть отличия в публике? Где теплее принимают?

— В любой стране на концерт классической музыки приходят люди, знакомые с ней. Но мне больше нравится выступать в России, ездить по городам, где публика не избалована, с двойной силой впитывает музыку. Это проявляется на эмоциональном уровне.

Красноярск довольно продвинут в музыкальном плане – здесь много концертов, приезжают мировые знаменитости. Но я чувствую, как люди слушают, затаив дыхание, внимают каждой ноте, аплодируют, а после концерта подходят, чтобы поделиться эмоциями.

На первый мой концерт пришел Эдхам Акбулатов, который тогда был мэром. И теперь, приезжая в ваш город, я каждый раз встречаю его на концертах, хотя он уже не глава администрации. Это так приятно, когда представители власти проявляют истинный интерес к культуре.

— А как у вас появился интерес к музыке. Трудно ли продвинуться человеку из глубинки?

— Я из небольшого городка в Ростовской области – из Волгодонска. В любой профессии сложно достигнуть успехов. В моей семье любовь к музыке была естественна. Родители – ученые-химики. В советское время сословие ученых всегда было близко к культуре. Посещали концерты, собирали художественные коллекции. Папа у меня мог что-то сыграть на рояле, имел большое собрание виниловых пластинок с классической музыкой.

Сначала моя сестра пошла в музыкальную школу, потом и я. Это естественно: в шесть лет тебя направляют родители. А затем, когда появились успехи, они поддерживали меня. Это очень помогает мне на всем творческом пути. Без них я бы не состоялся.

Уже в девять лет я стал ездить в Ростов к педагогу по скрипке. Это 220 км. Я там проводил практически половину учебного года – в отрыве от семьи. А в 14 поступил и уехал в Москву. С одной стороны, это интересно, а с житейской – довольно непросто жить без родителей. Да и участие в конкурсах, приобретение инструмента достойного уровня – все это требует помощи взрослых. Я уже не говорю о моральной поддержке.

Музыкант приехал в Красноярск на фестиваль «Азия — Сибирь — Европа»

— Но в 14 лет хочется погулять, отдохнуть, расслабиться. А вам нужно репетировать. Как справлялись с подростковым возрастом в одиночку?

— Мне помогло то, что я был самым младшим на курсе. Моим сокурсникам было 19—20 лет. Я для них был мелюзгой, не входил в их ближний круг. Мне, конечно, все было интересно, но в бары и клубы меня не брали. А потому было время для занятий. Единственное, чем увлекался – игрой в бадминтон.

Сегодня я понимаю, что студенчество самое прекрасное время – каждый день тебе приносит что-то новое.

— А когда сформировались ваши музыкальные пристрастия?

— Они до сих пор формируются, это постоянный процесс. Я достаточно всеядный в плане выбора репертуара. Мне и сейчас любопытно взять концерт, который раньше не играл, и посмотреть, как он получится. Главное – достаточно времени для репетиций.

И все же есть композиторы, которых я играю охотнее. Это Сибелиус, Брамс, Бетховен, Прокофьев, Шостакович, Чайковский. Не благодарное дело выделять что-то одно, когда столько прекрасного.

— На какой скрипке вы играете? Говорят, инструмент выбирает музыканта, а не музыкант инструмент.

— Наверное, это так. Я играл на заведомо известных скрипках — Страдивари или Гварнери, но не чувствую их близкими. Они не раскрывались так, как я хотел бы.

Практически ко всем старинным инструментам нужно приспосабливаться. Либо ты подойдешь к нему по своему темпераменту, манере игры, либо нет. У старых скрипок, как правило, уже сложившийся характер.

Сейчас я играю на современном инструменте, который мне нравится, потому что растет вместе со мной, подстраивается под меня. Здесь я хозяин – я даю инструменту свое направление, свой звук.

— Но современных инструментов много, нужно найти свой.

— Я играю на скрипке австрийского мастера Мартина Швальба прошлого года рождения – лета 2024-го.

У нас вышла забавная история: я играл на инструменте этого мастера, который изготовлен в 2020 году, был доволен. У меня не было планов его менять, но пришел на очередной маленький ремонт – оставил скрипку на пару дней. Швальб между делом говорит: «Сделал новую скрипку, хочешь попробовать?» Я взял этот инструмент на время ремонта моего. Поиграл на нем и понял, что хочу именно его. Так близок он мне оказался по всем параметрам.

Вот так инструмент выбрал меня. И прогресс, который сделала скрипка за прошедший год, просто колоссальный. У музыкантов есть такой термин «разыграть инструмент». Ты берешь его, и каждую неделю он становится богаче по краскам и звуковой палитре, более зрелым. Это очень долгий процесс. Должно пройти 10 лет, прежде чем оттачивается характер скрипки. А в первые пять лет идет формирование инструмента. Кстати, дерево очень пластичный материал. Сначала оно мягкое, а через несколько лет принимает форму и начинает резонировать.

— А климат влияет на звук скрипки?

— Конечно, в разных климатах скрипки звучат по-разному. Осенью, например, в Сибири инструмент чувствует себя комфортно. А приезжаешь в Красноярск в морозы – во время большой сухости – и скрипка становится хрустящей. Приходится повышать влажность внутри инструмента.

— Вы много гастролируете, остается время на свои интересы, увлечения?

— Я продолжаю играть в бадминтон. Я живу в Вене, часто бываю в Москве, и в свободный день созваниваюсь с друзьями. И мы собираем команду и идем играть. Это хорошо разгружает голову и нагружает мышцы, как и любой спорт.

Но я люблю ездить на гастроли. Когда ты куда-то уезжаешь, избавлен от житейских забот. Скажем, приеду в Москву, а мне там нужно поменять холодильник. А здесь, в Красноярске, голова об этом не болит – время целиком мое.

— Ваш папа был коллекционером, а вы?

— Я собираю скрипичные смычки. Не то, чтобы коллекционирую, просто покупаю понравившиеся. Часть моей профессии – играть разными смычками. Это очень интересно. Они по-разному звучат, по-разному ощущаются в руке. Например, есть более звучный смычок, им играешь мелодичное произведение. А есть более четкий, искристый – им лучше сыграешь что-то виртуозное, яркое. Кстати, в смычки неплохо инвестировать. Они всегда ценятся и повышаются в стоимости. Сейчас у меня семь смычков – все разные, один под старину. На нем можно играть старинную музыку. Он короче, чем классический смычок, имеет другую форму, в него вставлено меньше волоса.

— А какой вам дорог больше всего?

— Французские смычки считаются золотым стандартом качества. А я недавно нашел изделие современного немецкого мастера. Этот смычок лег мне в руку. И игровые качества имеет хорошие. Я в основном им играю. Хотя с собой на гастроли беру пару смычков. Все возить не имеет смысла.

Премьера камерной симфонии Кристофа Эренфеллнера в Красноярске прошла успешно

— Вы впервые приехали на фестиваль «Азия — Сибирь — Европа». Насколько значимо для вас участие в таком событии?

— Для меня это очень интересно. Готовиться к выступлению в Красноярске я начал еще летом – достал ноты, стал репетировать. Музыканты всегда готовятся к выступлению заранее. Мы должны подготовить не только то, что нам играть завтра, но и через месяц, два, через год.

Для выступления в Красноярске я взял Рондо Шуберта. Это новая для меня пьеса, и мне было интересно, как она прозвучит в большом зале. Я Шуберта очень люблю, он один из тех гениев, которых не всегда можно постичь головой. Он приоткрывает путь в высшие сферы, куда кроме как через музыку не попасть. Но это и сложный композитор – прозрачный, чистый. Потому любая фальшь – звуковая или эмоциональная – видна. И мне хотелось подарить красноярцам красивую музыку.

Вместо досье

Никита Борисоглебский — выпускник Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Совершенствовался в Музыкальном колледже имени Королевы Елизаветы в Бельгии и в Академии Кронберга в Германии.

Международная карьера музыканта началась после успешных выступлений на XIII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве (II премия, 5 специальных призов). За победой последовал эксклюзивный контракт с Московской филармонией и насыщенные гастроли по России.

Кроме того, скрипач – лауреат первых премий международных конкурсов имени Я. Сибелиуса в Хельсинки и имени Ф. Крейслера в Вене; победитель международных конкурсов в Монако, Брюсселе и Монреале. Помимо музыки мировых классиков, репертуар Никиты Борисоглебского включает также музыку современных композиторов ХХ и XXI веков. В исполнении музыканта звучали мировые премьеры сочинений Р. Щедрина, А. Чайковского, К. Бодрова.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Без рубрики
5 декабря 2025
«За ленточку» ездят особые люди
5 декабря в России отмечается День волонтера. С началом специальной военной операции добровольчество получило новый виток развития: в него пришли
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности