Слалом техосмотра

Слалом техосмотра
Фото Олега Кузьмина

Стремительные и разнонаправленные изменения в законодательстве, касающиеся технического осмотра автомобилей и ОСАГО, запутали многих. Далеко не все понимают сегодня: нужно ли вообще проходить техосмотр, а если нужно, то когда и зачем?

Чтобы разобраться в хаосе противоречивой информации, мы обратились к эксперту – временно исполняющему обязанности начальника ОГИБДД Красноярска подполковнику полиции Константину Шульцу.

«Хотели как лучше…»

Как поясняет Константин Владимирович, происходит давно назревшая реформа. С 2012 года Госавтоинспекцию освободили от обязанностей, связанных с техническим осмотром транспортных средств. Эти обязанности были, по существу, переданы страховым компаниям. Не имея диагностической карты техосмотра, автомобилист не мог заключить договор страхования ОСАГО и, таким образом, оставался на дороге «вне закона».

Казалось бы, такое саморегулирование должно было привести к прогрессу и цивилизации на дорогах, но российская смекалка, как обычно, превзошла законы.

Проблема в том, что огромное количество отечественных автолюбителей ездит на автохламе, который не имеет шанса пройти нормальный техосмотр. Другие, в принципе, могли бы пройти ТО, но для этого требуются серьезные вложения в ремонт техники.

Поэтому закономерно появилась практика, когда за небольшую мзду можно было без какого-либо осмотра машины получить легитимную диагностическую карту. В последние годы сервис усовершенствовался до такой степени, что документ о прохождении ТО можно было оформить полностью дистанционно.

Естественно, это привело к росту количества технически неисправных (а стало быть, аварийно опасных) авто на дорогах. Законодатель с этим мириться не стал и внес изменения в нормативные акты.

– Что касается личных авто, то с первого марта текущего года введены новые правила технического осмотра, – рассказывает Константин Шульц. – Транспортное средство должно прибыть на пункт ТО, где выполняется фотовидеофиксация передней части автомобиля, а по окончании диагностики – задней части. Эти материалы заносятся в базу. И если оператор по договоренности с клиентом скроет какие-либо важные недостатки транспортного средства, то он может понести административную ответственность.

Тонкости моратория

Однако понимание ситуации несколько осложнилось в связи с принятым Правительством РФ шестимесячным мораторием на техосмотр.

Суть принятых новаций в том, что диагностические карты, срок действия которых истекает с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, продлеваются на 6 месяцев, но не менее чем до 1 октября 2021 года.

Эта своеобразная формулировка разделила автолюбителей на две большие категории. Легко подсчитать, что 6 месяцев для тех, у кого срок диагностики завершился в феврале, истекают в июле. Однако благодаря оговорке «до 1 октября» они на самом деле обязаны будут пройти техосмотр не через 6, а через 8 месяцев. С другой стороны, для тех, у кого срок диагностической карты истекает в июле, полугодовой мораторий закончится лишь в январе.

Иначе говоря, для тех, у кого срок диагностической карты заканчивается с 1 февраля по 31 марта, она продлевается до 1 октября, а для сроков с 1 апреля по 30 сентября – на шесть месяцев с момента окончания.

Таким образом, автолюбителям не придется «одномоментно» ломиться в двери пунктов техобслуживания. Тем не менее многие с тревогой ожидают октября и транспортного коллапса у пунктов ТО.

По мнению Константина Шульца, такие страхи беспочвенны. Существует достаточное количество аккредитованных организаций, осуществляющих техосмотр. На сегодня в Красноярском крае их около 130. Проверить, имеет ли право организация проводить ТО и выдавать диагностические карты, достаточно просто. Например, посмотреть на сайте РСА, где опубликован реестр аккредитованных операторов ТО.

Почти на старте

Возникали опасения, будут ли страховщики при заключении договоров ОСАГО принимать диагностические карты с истекшим сроком действия. Однако, как заверили нас представители ряда страховых компаний, если на транспортное средство распространяется объявленный мораторий, то никаких проблем с документами не возникает. А с 22 августа этот вопрос вообще станет неактуальным. Принятые Государственной думой РФ поправки «отвязывают» страховые компании от техосмотра – диагностическая карта при оформлении ОСАГО будет не нужна.

Многие восприняли именно такую новацию как отмену техосмотра. Но это заблуждение, чреватое серьезными последствиями.

Дело в том, что с 1 марта 2022 года начнут действовать очередные изменения, внесенные в Административный кодекс РФ. В соответствии с этими поправками за отсутствие действующей диагностической карты собственник авто заплатит штраф в размере 2 000 рублей. Нарушители будут автоматически вычисляться средствами фотовидеофиксации. При этом новый штраф может быть выписан через 24 часа после предыдущего. Это означает, что, проездив месяц без техосмотра, можно облегчить свой карман на 60 тысяч рублей.

Как рассказал Константин Шульц, требования к техническому состоянию автомобилей достаточно жесткие. Целостность лобового стекла (любые трещины исключаются), исправное состояние тормозной и рулевой систем, отсутствие порезов на шинах, наличие аптечки, аварийного знака и огнетушителя – это необходимый «джентльменский набор».

Особенно сложно придется тем, кто внес в конструкцию автомобиля какие-либо изменения, например, заменил двигатель или существенные элементы подвески. Они должны обратиться в ГИБДД для внесения изменений в конструкцию транспортного средства и пройти процедуру оформления этих изменений. Возможно, это приведет к сокращению количества на наших дорогах не в меру «тюнингованных» транспортных средств.

Конечно, учитывая тяжелое состояние значительной части личного автопарка, напрашивается вопрос: не придумают ли наши народные умельцы новых способов обойти закон. Например, проводить техосмотр при помощи фотошопа, то есть монтировать снимки автомобилей на фоне пункта техобслуживания, в то время как реально никакой диагностики не было.

Константин Шульц уверен: шансов у комбинаторов нет. Дело в том, что, кроме съемки автомобиля, на пункте ТО выполняется координатная привязка, позволяющая точно подтвердить, что автомобиль был в обозначенное время именно в пункте техобслуживания, а не стоял на приколе у дома владельца.

Так что остается позавидовать владельцам новых авто – они освобождены от необходимости прохождения техосмотра в течение четырех лет с момента выпуска автомобиля.

Вновь новый поворот…

И наконец, о еще одной законодательной новации, которая пока находится в процессе интенсивного обсуждения.

Министерство внутренних дел России предложило отменить обязательный техосмотр. О том, что эти предложения направлены в Правительство РФ, уведомил не кто иной, как глава ГИБДД России Михаил Черников.

Мотивация этой позиции обоснована богатым практическим опытом сотрудников дорожной полиции. Чуда не произойдет, и россияне не пересядут поголовно на новые автомобили. Владельцам старых авто придется либо серьезно тратиться на их ремонт и восстановление (которые не всегда возможны), либо кататься на общественном транспорте. А значит, вновь оживится рынок «теневого» техосмотра, доходы которого потекут явно не в государственный карман.

Впрочем, у этой точки зрения есть как сторонники, так и противники. Сейчас они предъявляют аргументы и контраргументы, которые внимательно изучает правительство России. Так что история с техосмотром, возможно, получит новое продолжение.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это
Без рубрики
22 ноября 2024
Новые нормативы ТКО в крае: что изменится с 2025 года
В Красноярском крае продолжают наводить порядок в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Ключевой этап – внедрение новых нормативов накопления