Имя Дмитрия Борисовича Зимина долгое время было широко известно в узких кругах – и вдруг попало в топ новостей. Основанный им фонд «Династия», который финансировался им с его иностранных счетов, был признан иностранным агентом – со всеми вытекающими последствиями. Зимин, разумеется, такого поворота не понял и заявил о прекращении финансирования фонда.
Давайте подумаем!
Деньги Дмитрия Зимина шли главным образом на научные и образовательные проекты. Это хорошо знали и те, кто их получал, и те, кто принимал решение о признании фонда «иностранцем». Закон суров, но это закон, и что касается его буквы, Минюст действовал абсолютно добросовестно. Что же касается его, закона, духа…
Всем хорошо понятно, откуда вообще взялась инициатива выделить из общего общественного поля те объединения, движения, фонды, которые финансируются из-за рубежа. Череда «цветных» революций у наших соседей, данные спецслужб, в конце концов, откровения отставных сотрудников западных спецслужб, просчеты действующих иностранных дипломатов прямо свидетельствуют о том, что и в России подрывная работа не ослабевала ни на минуту. И то, что страна «не взорвалась», свидетельствует не об отсутствии мощного иностранного влияния, а скорее о наличии качественной контрпозиции российских властей.
Введение понятия «иностранный агент» ведь само по себе – чисто репутационный шаг. Его единственная задача – раскрыть карты всех игроков на общественном поле. Не выгнать их из игры, а заставить играть в открытую. Именно это так растревожило западных любителей «теневого» фронта – при «засвеченной» работе эффект не тот. Правда, такая широкая трактовка, как простое наличие иностранного капитала, без преломления темы происхождения денег через цели фонда, реальные статьи расходов, реальные результаты его деятельности, порождает все больше смысловых нестыковок. Когда по закону все вроде очевидно, а при ближайшем рассмотрении оказывается неоднозначным.
Ровно так произошло с фондом «Династия». Его деятельность финансировалась в том числе деньгами Дмитрия Зимина, которые размещены на его заграничных счетах. То есть с формальной точки зрения это – иностранный капитал (хотя владеет им россиянин). Можно, конечно, очень постаравшись, найти в деятельности фонда и политическую составляющую, но по большому счету фонд финансирует науку в чистом виде, науку как она есть. Федеральный министр образования Ливанов не далее как в прошлом году лично вручал Зимину премию «За верность науке». В итоге законное с точки зрения права решение Минюста выглядит необоснованным с моральной точки зрения (человек вкладывает огромные деньги в российскую науку, а его объявляют вредителем – понимается это именно так). Противоречие очевидно, хорошо бы его разрешить, и власть не против это обсуждать. Во всяком случае на закрытой встрече с бизнесом, как сообщается, Владимир Путин выразил сомнение в правильности принятого решения, и Минюсту дано поручение разобраться. Сами мы там, правда, не были – не знаем.
Теперь собственно то, о чем я. Обратите внимание. Мы – государственная газета. Спокойно рассуждаем об иностранных агентах, о правильности – неправильности принимаемых государственными органами решений. То есть ведем дискуссию. Вот же она, свобода слова. Зато заглядываю я вчера в Интернет, а там – черным-черно от ненависти. Ситуацию с фондом мгновенно обобщили до тенденции, а после – и до доктрины, и быстренько объявили государство убийцей «инакомыслия». Мол, «валят всех без разбору».
Я интереса ради втянулся в разговор. Говорю: любая страна имеет свои интересы. И Россия, и западные государства. И каждое государство имеет право как следовать этим интересам, так и защищаться от интервенций других. Россия не против «инакомыслия», все, на чем настаивает Россия, – открыть источники финансирования. Это ее форма защиты. Одна из наиболее мягких, кстати, форм в мировой практике. Ситуация с фондом, говорю, спорная и требует либо особого отношения, либо поправок в законодательство – с тем чтобы Минюст имел какой-то люфт при принятии решений, а не находился в настолько узком коридоре. Давайте, говорю, подумаем! На что мне в один голос отвечают: «Тут не о чем думать! Это травля! Не о чем дискутировать! Режим совсем уже озверел, это ты – подумай, с кем потом останешься!» Ключевая фраза: не о чем дискутировать! То есть эти ребята, которые обвиняют власти в нетерпимости к инакомыслию, сами не терпят инакомыслия органически. Они – заведомо правы, государство – заведомо «кровавый режим». Как вести с ними диалог, если они сами задают такие правила игры, а потом сами же этими правилами возмущаются?
Потери слева
Депутата Законодательного собрания края Владимира Седова исключили из КПРФ – такое жесткое решение коммунисты приняли большинством голосов на внеочередном пленуме крайкома. Формулировка – «за неоднократное нарушение устава».
Что за кошка пробежала между главой крайкома Петром Медведевым и Владимиром Седовым, можно только гадать. Сторонние наблюдатели конфликта говорят, будто Седов был слишком амбициозен – настолько, что претендовал на смещение Медведева с поста главы коммунистов края чуть ли не в текущем политическом сезоне.
Вторая версия, которая, впрочем, не отменяет первой, – давление. Его глава г. Ачинска (место «приписки» Седова как партийца) Илай Ахметов оказывал на Петра Медведева по поводу поведения его коллеги во вверенном ему поселении. Ну, «давление» – слово, наверное, слишком сильное, но разговоры такие между Илаем Узбековичем и Петром Петровичем, наверное, велись. Странно было бы, если б не велись.
Да и без разговоров всяких (это третья версия) эпатаж персонажа по фамилии Седов превышал все допустимые пределы, заложенные в мировоззрение консервативных по природе коммунистов. То с ветеранами на 9 Мая странная история при участии Седова на мемориале приключится, то выбоину на асфальтовой дороге в Ачинске бетоном зальет. То в какой-то темной истории с дачей взятки за детский садик окажется замешан.
Тем временем сам Владимир Седов продолжает оставаться депутатом Законодательного собрания. Правда, фракцию коммунистов ему придется покинуть.
Столичное обострение
Тем временем в краевой столице закипают политические страсти. Городской совет депутатов в который уже раз становится заметным ньюсмейкером. Волна недовольства депутатов действиями главы города выплескивается, в Интернете особенно, через край. То проект парковок платных неправильно реализуется, то с памятником генералу Лебедю волюнтаристское решение принимается, то схема теплоснабжения утверждается вопреки мнению большинства, то организованы они негуманно… В общем, к чему только можно придраться – придрались. И это нормально – на то они и депутаты.
Пару лет назад я в Лондоне был. Не стоял в пробке в центре города ни разу за неделю. Ни разу. В отличие от первого своего приезда, когда предпочитал перемещаться по центру пешком – это было быстрее. Знаете, как мэр Лондона победил пробки? Поступил крайне жестко: сделал въезд в границу тамошнего «садового кольца» платным. Понравилось это депутатам местным? Конечно, нет. Автомобилистам понравилось? Ага, сейчас! Выражали они свое недовольство? Еще как! Но прошло 10 лет, и нынешний мэр Лондона – едва ли не самый популярный политик в Великобритании. Конечно, какое-то время горожанам потребовалось, чтобы внутренне принять новые правила игры. Но сегодня они перестроились, научились пересаживаться на метро, подъезжая к центру, на автобусы свои двухэтажные – и все счастливы.
В общем, терпения нам и согласия!
В МИРЕ
FIFA погрязла в коррупции?
По запросу США арестовали нескольких видных функционеров Международной федерации футбольных ассоциаций – FIFA. При чем тут США? Связано ли это как-то с грядущим чемпионатом мира в России? Или это мы нагнетаем?
США чуть не заразили корейцев
Живые споры сибирской язвы американские военные отправили в Корею по ошибке. Под угрозой заражения оказались 22 человека – все они в карантине и принимают антибиотики.
Кличко хочет второй срок
Нынешний мэр Киева сказал, что снова пойдет на выборы. А также утверждает, что будет бороться за децентрализацию. Правда, за децентрализацию только Киева.
Пора выходить из ЕС?
Референдум о выходе Великобритании из ЕС анонсировала королева Елизавета II. Предлогом для такой постановки вопроса стали разногласия по поводу миграционной политики между Великобританией и остальной Европой.
Погиб Джон Нэш
86-летний математик Джон Нэш, ставший прототипом главного героя фильма «Игры разума», погиб в автокатастрофе. Нобелевский лауреат Нэш внес неоценимый вклад в экономическую науку, обосновав эффективность принципа коллективной выгоды – фактически это он научил экономический мир договариваться.
В СЕТИ
Дискуссионный клуб
Проект, посвященный универсиаде, открылся накануне в Красноярске. Предполагается, что он станет центральной площадкой общественной дискуссии вокруг подготовки к универсиаде, в которую Красноярск погрузился уже с головой. Депутаты в Законодательном собрании не так давно резонно заметили, что после информационного шума на этапе защиты заявки тема международных студенческих игр ушла в тень. Кое-кто даже предположил, что намеренно: мол, началось реальное освоение реальных денег, а деньги шума не любят. Ответный ход дирекции универсиады не заставил себя долго ждать – первое заседание дискуссионной площадки прошло в минувшую среду. Казалось бы, громкая тема, которая еще пару лет назад была у всех на устах, должна вызвать резкий рост интернет-активности. Но нет.
Причем не потому, что организаторы что-то сделали не так, – все было солидно, достойно и анонсировалось, в том числе в Сети, довольно широко. Просто массы действительно мало волнует техническая составляющая процесса. На этапе заявки – да! Во время самой универсиады Сеть, уверен, будет стонать от активности пользователей. Но сейчас дискуссионный клуб имеет все шансы остаться довольно узким, но при этом – очень качественным по составу, поскольку те, кто принимает в нем участие, уж точно люди не случайные, имеющие к универсиаде отношение не только заинтересованное, но и квалифицированное.