– Когда мы с Ириной поженились, то не планировали какое-то конкретное количество детей. Хотелось хотя бы троих. Сейчас у нас их семеро – две девочки и пять мальчиков.
С Максимом Моисеенко, многодетным отцом, беседуем в просторной гостиной дома его большой семьи на окраине Сосновоборска. Жена Ирина накрывает на стол. Помогает старшая дочка Маша. Кто-то из детей перебирает клавиши на пианино, кто-то играет в настольную игру.
Талант человеческой теплоты
Приглашают к обеду и нас с фотографом. Еда здесь простая, но вкусная и сытная. А самодельный хлеб такой мягкий и ароматный, что кажется – испекли его в настоящей русской печи, а не в обычной духовке. Мне становится и радостно – от детского веселого гомона, – и грустно. К горлу подступает комок, и приходят давние воспоминания о деревенском доме моей бабушки. Летом, когда съезжались родственники из разных городов, за столом было так же многолюдно и так же весело. Как-то на летние каникулы приехали кузины аж из Владивостока. Оказалось, во время войны они, совсем еще малыши, остались сиротами. Бабушка – а ей самой тогда едва исполнилось 14 – заменила им мать. Не дала умереть от голода.
Сейчас войны нет. Но мало кто решается не то что взять на себя ответственность за чужих детей – появление единственного ребенка порой просчитывают, как бизнес-проект. Родить второго отваживается не так много людей – мол, зачем «плодить нищету».
К сожалению, в нашем обществе отношение к многодетным семьям неоднозначное. Лишь совсем недавно стереотип, который приравнивал их к неблагополучным, начал понемногу стираться. Сейчас немало примеров семей, которые воспитывают трех детей и больше. И ребятишки в них занимаются музыкой, спортом, хорошо учатся, общительны, доброжелательны. Именно такая – семья Моисеенко.
– Старший сын Илья недавно окончил музыкальную школу по классу баяна. Увлекается техникой, планирует получить профессию технолога пищевой промышленности. Первый ребенок, он больше всего нам помогает. А еще очень любит маленьких детей. Маше 15, она тоже учится в музыкальной школе на хоровом отделении. Она увлечена дизайном, а еще любит плести из бисера. Андрей играет на гитаре, Лиза поет. Все дети рисуют, ведь их мама – профессиональная художница, – Максим Моисеенко отвечает на вопрос о талантах детей, и, похоже, говорить об этом он может часами. Ну а я обращаю внимание еще на один талант – человеческой теплоты. Я знаю немало ребятишек, которые играм со сверстниками предпочитают уткнуться в айпад или ноутбук. Открытые общению дети этой семьи производят необыкновенное впечатление. 15-летняя Маша полюбопытствовала, каким способом я повязала шарфик на шее, – подошла и спросила. С удовольствием продемонстрировала, какой красивый букет ей подарили на недавний день рождения. И поделилась мечтой – зайти в комнату, сверху донизу заполненную воздушными шариками.
Дом мечты
В просторном доме, пожалуй, найдется место и для такого. А ведь совсем недавно собственный дом для Моисеенко был несбыточной мечтой.
– Мы сами из Красноярска, жили там в трехкомнатной квартире. Тогда у нас было пять детей, – рассказывает Ирина Моисеенко. – Я постоянно одергивала ребятишек, чтобы они не бегали, не прыгали – не беспокоили соседей.
В один прекрасный момент отец семейства изучил рынок строительных материалов. Трехкомнатную квартиру продали, на эти деньги поставили коробку в Сосновоборске и стали ее потихоньку обживать. Строительство не совсем закончено до сих пор. И дел там еще немало. Но это невероятное мероприятие того стоило.
– Дети растут здесь совсем иными, чем в городе, – рассказывает Максим Моисеенко. – У каждого есть чувство пространства, есть собственная зона ответственности в работе по дому. Все приучены к труду.
Есть семьи – причем не только многодетные, – которые считают, что им все вокруг должны: государство, чиновники, общество, соседи. Семья Моисеенко ни на кого не злится, права не качает, надеется на свои силы и на Бога. Папа – частный предприниматель. Мама, Ирина Моисеенко, – художница, пишет на заказ и продает свои картины. Есть какие-то льготы – и то хорошо. В конце концов, иметь так много детей было их собственным решением.
Мы с Богом, поэтому нет отчаяния или тупика. Трудности действительно бывают, но разве у кого-то дела обстоят иначе? – говорит Максим Моисеенко. – А дети ведь рождаются не от кошелька, а от любви. Возможно, это банально звучит, но это на самом деле так. Если человек любит, он верит. Я люблю жену и хочу состояться для нее как муж, мужчина и отец. Я люблю свою семью и хочу быть примером для детей. Человек счастлив в любви. Он кому-то нужен. Семья – всегда служение. Просто в многодетной семье это больше проявляется.
В этом году губернатор края вручил Ирине Моисеенко, воспитывающей семерых детей, почетный знак Красноярского края «Материнская слава».