Чего уж точно не могло появиться при основании советского Бородино, так это православного храма. Возник он всего лишь 12 лет назад, но принес важные перемены в жизнь горожан.
Настоятелем храма преподобного Сергия игумена Радонежского стал протоиерей Владимир Пермяков. Служить и строить приходилось одновременно. Кроме того, переоборудовали здание бывшей музыкальной школы под школу воскресную, и там начинать приходилось почти с нуля.
Зато теперь бородинский приход, к которому также принадлежат окрестные деревни Солянка, Камала, Большие Ключи, выглядит вполне презентабельно. Но все-таки главное люди, а не стены.
В Бородино, так же как и по всей России, три четверти народа называют себя православными, а воцерковленных – считаные проценты.
– Постоянных прихожан человек двести, – рассказывает настоятель, – а людей 15–30 лет совсем мало. Видимо, по той причине, что практически вся молодежь уезжает из города, даже те, кто воспитывался в воскресной школе. Но я не думаю, что они потеряны для церкви. Все, что хорошего посеяно, даст всходы в свое время. Когда взойдет, мы не знаем, но семя Божие неизменно отражается на жизни человека.
В жизни каждого прихода есть нечто такое, чего нет у других. Несколько лет назад отец Владимир организовал детский клуб, связанный с древними воинскими традициями, и назвал его «Пересвет».
Нашел спортзал, пригласил казаков, детей, родителей, нашел в Зеленогорске тренера по фланкировке казачьей шашкой. Думал – благословит, и на этом его миссия закончится. Но после пяти занятий тренер куда-то пропал. Казаки и родители тоже потеряли интерес.
Но дети смотрели на священника и ждали, что он скажет. И тогда пришлось настоятелю брать в руки шашку. Подсматривал приемы в интернете, сам тренировался… При этом он убежден, что вопреки распространенному мнению занятия с оружием воспитывают не агрессивность, а совсем наоборот, и имеет на то доказательства.
– Из детдома восемь лет назад пришли к нам двое мальчишек. Бывает, что у человека на лице написано «преступник», – вот и у них так. Один все время воровал, другой постоянно дрался. Два года ходили они в храм, водила их женщина одна, а я занимался с ними фланкировкой. После этого произошли в них такие изменения, что взял я их служить в алтарь. Теперь один пишет стихи, другой, который драчун, занял второе место по рукопашному бою на первенстве края. Более того, поступил в училище и единственный в классе сдал сессию на одни пятерки. Но главное – нет того бандита, который был восемь лет назад. Хотя он продолжает заниматься рукопашным боем, у него нет агрессии в сердце. А это самый правильный воин. Воин должен быть смиренным.
Двенадцать лет назад на этом месте был замусоренный пустырь. Сегодня здесь посажено руками прихожан 15 тысяч деревьев – и все прижились, потому что, как говорит отец Владимир, «сажали в правильном месте и с молитвой». Потом началось строительство архиерейского подворья и скита, названного Троицким. Настоятель верит, что со временем здесь будет монастырь.