Снова шаг назад?

Второй иностранный язык перестанет быть обязательным для изучения в школе

Снова шаг назад? Второй иностранный язык перестанет быть обязательным для изучения в школе
Фото Олега Кузьмина

Такие специфичные новости, как, например, утверждение новых федеральных образовательных стандартов, большинству родителей обычно не интересны. Но в этот раз их обсуждают с воодушевлением на всех тематических интернет-площадках.

Все дело в том, что новый документ отменяет обязательность второго иностранного языка. Родители не очень прилежных в освоении языков школьников вздохнули с облегчением. Но преждевременно.

Поставили перед фактом

Напомним, второй иностранный стал обязательным несколько лет назад, когда принимались новые федеральные стандарты образования. Дополнительный язык в расписании появлялся с 5-го класса.

На самом деле, как цитируют СМИ заявление главы Минпросвещения Сергея Кравцова, «в соответствии со стандартом введение второго обязательного языка определяется школой с учетом мнения родителей». Но школы переходят на работу по новым Федеральным государственным образовательным стандартам только с 2022 года. А значит, на тех учеников, которые уже изучают два иностранных языка, нововведение не распространяется. И в министерстве образования Красноярского края это подтвердили:

– Со следующего учебного года, когда в силу вступят новые федеральные образовательные стандарты, второй иностранный язык будет преподаваться по желанию родителей. Но это касается только тех детей, которые в 2022 году пойдут в 5-й класс. Школьники, начавшие изучать второй язык, продолжат это делать до 9-го класса, до завершения курса.

Вообще в возможности изучать второй иностранный в школе нет ничего плохого. Некоторые родители даже нанимают репетиторов за деньги, чтобы их дети осваивали заграничную речь. А тут – бесплатное обучение. Казалось бы, радоваться надо. Однако почему же многие не испытывают от этого радости?

Мы задали вопрос Наталье – маме семиклассницы, которая учится в одной из школ Красноярска. Дочь изучала английский язык, а с 5-го класса добавился немецкий.

– Нас никто не спрашивал, хотим ли дополнительный язык, – просто поставили перед фактом, – рассказывает Наталья. – Но зачем? У нас же не гимназия с лингвистическим уклоном. Ребенку сложно дается английский, даже работу с репетитором эффективной назвать сложно. Теперь добавился еще и немецкий, который она не понимает и учить не хочет.

В расписании – один урок в неделю, что явно недостаточно. Языки путаются, немецкие слова она пытается прочитать как английские. Я ей тоже помочь не могу, потому что в школе изучала английский.

Проблема еще и с учебниками: мало того, что они полностью на немецком, невозможно даже понять задание, так еще и есть ощущение, что они – для продолжающих обучение, для тех, кто начал учить не с 5-го, а со 2-го класса. С этого года в расписании появились дополнительные, достаточно сложные предметы – такие как физика, информатика. Учебная нагрузка существенно повысилась, а нам придется еще и тратить время на изучение второго языка, который совершенно не нужен.

Репетитор по немецкому языку Виктория Базанова работает в том числе и со школьниками, которые изучают его как второй иностранный. По ее словам, сложилось впечатление, что педагоги сами не относятся к этому предмету серьезно и сильно не спрашивают – понимают: за час в неделю много не выучишь. А школьники и не усердствуют в изучении.

– При желании и второй язык можно освоить, – считает она. – Абсолютно неспособных к языкам детей нет. Просто кому-то он дается легче, кому-то сложнее, и тут надо просто приложить больше усилий. Изучить его хотя бы на базовом уровне – вполне по силам. Если больше заниматься, результат все равно будет. Вообще у людей с хорошим знанием иностранного и перспектив в жизни гораздо больше, для них, можно сказать, нет границ, они могут поехать в любую страну.

Мария Дулепова, руководитель Центра изучения немецкого языка в Красноярске, также считает, что дополнительный язык открывает в дальнейшем хорошие возможности:

– Знание одного иностранного – это уже абсолютная норма. Много детей владеет им на высоком уровне – и это уже не является конкурентным преимуществом, к примеру, при устройстве на работу. На рынке труда будут уже смотреть на тех, кто владеет двумя языками. А изучать немецкий после английского – очень правильно, эти языки родственные, они хорошо сочетаются. Да, одного часа в неделю мало, нужно заниматься дополнительно. Германия дает много возможностей: там, к примеру, есть бесплатное высшее образование, и много детей из Красноярска уехали, поступили в вуз и обучаются там. Но для того нужно хорошее владение языком, безусловно.

Проблема в мотивации

Что же думают об изучении второго языка в самих школах?

В гимназии № 2 Красноярска второй иностранный появился в расписании еще с начала 90-х годов, да и сейчас ситуация немного иная, чем в других школах: статус языковой гимназии привлекает тех родителей, которые изначально хотят дать ребенку как можно больше. Вопросов, насколько это нужно, тут не задают.

В гимназии есть возможность изучать второй язык по выбору – немецкий или французский.

– У нас даже запрос на третий язык есть – в рамках дополнительного образования, – говорит Лилия Кобелева, учитель английского языка, заместитель директора по УВР гимназии № 2. – Но вообще тут много от педагога зависит, от его подхода. От того, насколько он сам сможет увлечь ребенка. Если учитель считает, что второй язык – навязанный, никому не нужный предмет, то и у учеников отношение будет соответствующее.

В одной из самых больших школ Красноярска – № 151– тоже есть второй иностранный.

– Знание нескольких языков всегда было признаком образованного, культурного человека, – говорит Татьяна Дебелова, директор школы. – Изучать их надо, но делать таким образом, чтобы это логично вписывалось в хорошо выстроенную образовательную стратегию для ребенка. У нас дополнительный иностранный планируется к изучению не ранее 7-го класса. И когда дети идут затем в профильный лингвистический класс, эти знания им реально нужны. Есть возможность изучать по выбору два иностранных с 1-го класса, с 5-го класса, и в этом тоже есть смысл. Мои дети изучали два языка, хотя таких образовательных стандартов не было. И я всегда только поддерживала, потому что точно знаю: это большой вклад в развитие ребенка. Одна из дочерей вначале бунтовала: и педагог не нравился, и смысла она в этом не видела. И вот мы ей как-то подарили приставку, они тогда только начали появляться, а там весь интерфейс – на английском. Родители немецкий учили и помочь ей не могут. Больше вопросов о том, нужно ли учить язык, у нее не возникало. Проблема еще в мотивации. Родители при ребенке часто обсуждают, что вот тот предмет – не обязателен, тот – тоже не пригодится. А нужно, наоборот, говорить о том, что лишних знаний не бывает.

Но все сказанное выше в основном касается ситуации в городских школах, где, конечно же, больше возможностей и педагогов найти, и условия для плодотворного образовательного процесса создать. И то бόльшая часть родителей инициативу по внедрению дополнительного предмета не оценила.

Что тогда говорить о сельских школах? Здесь чаще всего для преподавания одного-то иностранного языка учителя сложно найти, какой уж тут второй обязательный?

В общем, идея выпускать из школы детей со знаниями крепкими, необходимыми им для дальнейшего развития, безусловно, благая. Только ее реализация явно хромает.

И то, что вначале отменили обязательный ЕГЭ по иностранному языку, а потом уже передумали и насчет второго языка, означает одно – годы идут, а проблемы с кадрами, уровнем преподавания, возможностями для учебы так и не удается решить. И это по-настоящему печально.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности