Меню Поиск
USD: 71.23 -0.54
EUR: 82.72-0.60
№ 77 / 1353

Снова шаг назад?

Второй иностранный язык перестанет быть обязательным для изучения в школе

Фото Олега Кузьмина Такие специфичные новости, как, например, утверждение новых федеральных образовательных стандартов, большинству родителей обычно не интересны. Но в этот раз их обсуждают с воодушевлением на всех тематических интернет-площадках.

Все дело в том, что новый документ отменяет обязательность второго иностранного языка. Родители не очень прилежных в освоении языков школьников вздохнули с облегчением. Но преждевременно.

Поставили перед фактом

Напомним, второй иностранный стал обязательным несколько лет назад, когда принимались новые федеральные стандарты образования. Дополнительный язык в расписании появлялся с 5-го класса.

На самом деле, как цитируют СМИ заявление главы Минпросвещения Сергея Кравцова, «в соответствии со стандартом введение второго обязательного языка определяется школой с учетом мнения родителей». Но школы переходят на работу по новым Федеральным государственным образовательным стандартам только с 2022 года. А значит, на тех учеников, которые уже изучают два иностранных языка, нововведение не распространяется. И в министерстве образования Красноярского края это подтвердили:
– Со следующего учебного года, когда в силу вступят новые федеральные образовательные стандарты, второй иностранный язык будет преподаваться по желанию родителей. Но это касается только тех детей, которые в 2022 году пойдут в 5-й класс. Школьники, начавшие изучать второй язык, продолжат это делать до 9-го класса, до завершения курса.
Вообще в возможности изучать второй иностранный в школе нет ничего плохого. Некоторые родители даже нанимают репетиторов за деньги, чтобы их дети осваивали заграничную речь. А тут – бесплатное обучение. Казалось бы, радоваться надо. Однако почему же многие не испытывают от этого радости?

Мы задали вопрос Наталье – маме семиклассницы, которая учится в одной из школ Красноярска. Дочь изучала английский язык, а с 5-го класса добавился немецкий.
– Нас никто не спрашивал, хотим ли дополнительный язык, – просто поставили перед фактом, – рассказывает Наталья. – Но зачем? У нас же не гимназия с лингвистическим уклоном. Ребенку сложно дается английский, даже работу с репетитором эффективной назвать сложно. Теперь добавился еще и немецкий, который она не понимает и учить не хочет.

В расписании – один урок в неделю, что явно недостаточно. Языки путаются, немецкие слова она пытается прочитать как английские. Я ей тоже помочь не могу, потому что в школе изучала английский.

Проблема еще и с учебниками: мало того, что они полностью на немецком, невозможно даже понять задание, так еще и есть ощущение, что они – для продолжающих обучение, для тех, кто начал учить не с 5-го, а со 2-го класса. С этого года в расписании появились дополнительные, достаточно сложные предметы – такие как физика, информатика. Учебная нагрузка существенно повысилась, а нам придется еще и тратить время на изучение второго языка, который совершенно не нужен.
Репетитор по немецкому языку Виктория Базанова работает в том числе и со школьниками, которые изучают его как второй иностранный. По ее словам, сложилось впечатление, что педагоги сами не относятся к этому предмету серьезно и сильно не спрашивают – понимают: за час в неделю много не выучишь. А школьники и не усердствуют в изучении.
– При желании и второй язык можно освоить, – считает она. – Абсолютно неспособных к языкам детей нет. Просто кому-то он дается легче, кому-то сложнее, и тут надо просто приложить больше усилий. Изучить его хотя бы на базовом уровне – вполне по силам. Если больше заниматься, результат все равно будет. Вообще у людей с хорошим знанием иностранного и перспектив в жизни гораздо больше, для них, можно сказать, нет границ, они могут поехать в любую страну.
Мария Дулепова, руководитель Центра изучения немецкого языка в Красноярске, также считает, что дополнительный язык открывает в дальнейшем хорошие возможности:
– Знание одного иностранного – это уже абсолютная норма. Много детей владеет им на высоком уровне – и это уже не является конкурентным преимуществом, к примеру, при устройстве на работу. На рынке труда будут уже смотреть на тех, кто владеет двумя языками. А изучать немецкий после английского – очень правильно, эти языки родственные, они хорошо сочетаются. Да, одного часа в неделю мало, нужно заниматься дополнительно. Германия дает много возможностей: там, к примеру, есть бесплатное высшее образование, и много детей из Красноярска уехали, поступили в вуз и обучаются там. Но для того нужно хорошее владение языком, безусловно.

Проблема в мотивации

Что же думают об изучении второго языка в самих школах?

В гимназии № 2 Красноярска второй иностранный появился в расписании еще с начала 90-х годов, да и сейчас ситуация немного иная, чем в других школах: статус языковой гимназии привлекает тех родителей, которые изначально хотят дать ребенку как можно больше. Вопросов, насколько это нужно, тут не задают.

В гимназии есть возможность изучать второй язык по выбору – немецкий или французский.
– У нас даже запрос на третий язык есть – в рамках дополнительного образования, – говорит Лилия Кобелева, учитель английского языка, заместитель директора по УВР гимназии № 2. – Но вообще тут много от педагога зависит, от его подхода. От того, насколько он сам сможет увлечь ребенка. Если учитель считает, что второй язык – навязанный, никому не нужный предмет, то и у учеников отношение будет соответствующее.
В одной из самых больших школ Красноярска – № 151– тоже есть второй иностранный.
– Знание нескольких языков всегда было признаком образованного, культурного человека, – говорит Татьяна Дебелова, директор школы. – Изучать их надо, но делать таким образом, чтобы это логично вписывалось в хорошо выстроенную образовательную стратегию для ребенка. У нас дополнительный иностранный планируется к изучению не ранее 7-го класса. И когда дети идут затем в профильный лингвистический класс, эти знания им реально нужны. Есть возможность изучать по выбору два иностранных с 1-го класса, с 5-го класса, и в этом тоже есть смысл. Мои дети изучали два языка, хотя таких образовательных стандартов не было. И я всегда только поддерживала, потому что точно знаю: это большой вклад в развитие ребенка. Одна из дочерей вначале бунтовала: и педагог не нравился, и смысла она в этом не видела. И вот мы ей как-то подарили приставку, они тогда только начали появляться, а там весь интерфейс – на английском. Родители немецкий учили и помочь ей не могут. Больше вопросов о том, нужно ли учить язык, у нее не возникало. Проблема еще в мотивации. Родители при ребенке часто обсуждают, что вот тот предмет – не обязателен, тот – тоже не пригодится. А нужно, наоборот, говорить о том, что лишних знаний не бывает.
Но все сказанное выше в основном касается ситуации в городских школах, где, конечно же, больше возможностей и педагогов найти, и условия для плодотворного образовательного процесса создать. И то бόльшая часть родителей инициативу по внедрению дополнительного предмета не оценила.

Что тогда говорить о сельских школах? Здесь чаще всего для преподавания одного-то иностранного языка учителя сложно найти, какой уж тут второй обязательный?

В общем, идея выпускать из школы детей со знаниями крепкими, необходимыми им для дальнейшего развития, безусловно, благая. Только ее реализация явно хромает.

И то, что вначале отменили обязательный ЕГЭ по иностранному языку, а потом уже передумали и насчет второго языка, означает одно – годы идут, а проблемы с кадрами, уровнем преподавания, возможностями для учебы так и не удается решить. И это по-настоящему печально.

№ 77 / 1353

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Акция КНП



Свежий выпуск

Видео



Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!