Первый заместитель губернатора Красноярского края – руководитель администрации губернатора края Сергей Пономаренко стал гостем проекта «Медианочь».
Его тут же посадили на «горячий стул» – это формат предельно откровенного разговора, придуманный организаторами. А поскольку «Медианочь» – неформальное мероприятие для пишущей и снимающей братии, можно предположить, как все непросто. Не каждый готов. Сергей Пономаренко не раздумывал – лишний раз подтвердив, что власть открыта к диалогу любого характера. Это добавило вечеринке огня – журналисты завалили вопросами, как очень серьезными, так и совсем несерьезными.
О соцсетях
Модератором встречи выступила Маргарита Митрофанова, известная столичная радиоведущая, которая следила за тем, чтобы герой не ушел от ответа. Но Сергей Александрович даже не пытался. Договор есть договор: все как на духу. Более того, отвечал подробно и с хорошей долей юмора.
Дискуссия началась с вопроса о соцсетях. Не так давно Пономаренко – второе лицо исполнительной власти края – активно общался с френдами, а потом как-то вдруг из виртуального пространства исчез. Почему?
Кроме основной причины – дефицита свободного времени на государственной службе и определенных ограничений, связанных с разумным фильтром служебной информации, Сергей Александрович назвал утрату интереса к соцсетям. Хотя подчеркнул, штука любопытная, но все равно наскучила. Понять его легко – много там пустого, малозначимого, не один он покинул площадку.
– Я не склонен переоценивать влияние новых медиа (блогов, пабликов, видеоканалов на «Ютубе») на общественное мнение. Пока большинство граждан получает информацию из традиционных СМИ. Молодое поколение использует новые каналы. И мы понимаем, что способы коммуникации меняются, что за ними будущее. Но соцсети должны повзрослеть.
О здоровом образе жизни
Многие знают, чиновник – большой приверженец здорового образа жизни. Его видели и в тренажерном зале, и на велосипеде, и на футбольном поле, и на беговой дорожке… Не показуха ли? Нет, для Сергея Пономаренко правила здорового образа жизни – неизменная привычка, если хотите – убеждение. Как можно запускать свою физическую форму? К тому же спортивные занятия для него – это еще и способ психологической разрядки, метод борьбы с усталостью. Организм испытывает недостаток эндорфинов без движения.
На тему спорта Сергей Александрович рассуждает с удовольствием. И с человеческой позиции, и с точки зрения чиновника. Например, его личное мнение по поводу бюджетного финансирования профессионального спорта:
– Государство должно уходить из финансирования команд мастеров, рано или поздно они должны стать коммерческими проектами, научиться самостоятельно привлекать средства спонсоров, продвигать торговые марки. А главное, привлекать зрителей на трибуны и этим зарабатывать. За большие государственные деньги покупать легионеров и играть при пустых трибунах – неправильно. Давайте играть как умеем и получать за это деньги, которых заслуживаем. Думаю, нам нужно больше беспокоиться о стратегии развития массового спорта и условий здорового образа жизни молодежи. Поддержка детских спортивных школ, массовых физкультурных мероприятий – вот объективная задача муниципальных и региональных властей.
О политическом долгожительстве
Журналисты назвали Пономаренко символом стабильности власти и пытали, в чем секрет политического долголетия. Спикер улыбнулся, мол, что, считаете – засиделся, уже этакий ветеран госслужбы? Да, Сергей Александрович в краевой администрации работает с 2002 года, уже с третьим губернатором. Однако свою нынешнюю должность получил не сразу, хоть и быстро, но прошел определенную служебную лестницу:
– Я пять лет работал в мэрии, потом еще пять лет на различных должностях в администрации края. После этого в 2007 году губернатор Александр Геннадиевич Хлопонин предложил мне стать заместителем губернатора – руководителем его аппарата. Продолжил работу в этом качестве и под управлением Льва Кузнецова, который сменил Хлопонина как преемник, команду хорошо знал и не собирался пройтись «с косой по штату». Полагаю, что я неплохо справлялся со своими обязанностями. Виктора Александровича Толоконского я хорошо знал еще в качестве полпреда президента по Сибирскому федеральному округу. Довольно часто доводилось общаться. Думаю, что это позволило ему составить обо мне впечатление еще до назначения в Красноярск и губернаторских выборов. Благодарен ему за доверие и за предложение работать у него в команде. А секрет политического долголетия прост: надо качественно выполнять свою работу, относиться с интересом и ответственностью. Мне действительно нравится то, чем занимаюсь, и пока не надоело. В ином случае нашел бы другую точку приложения сил.
Многим краевым деятелям регулярно прочат переезд в Москву. Не без оснований – наших людей в центральных органах власти уже полно. Сергея Александровича тоже не обошли традиционным вопросом, на что Пономаренко ответил:
– Я работаю в крае, в котором вырос, который хорошо знаю, люблю, и хочу быть ему полезным. Честно. Нет ни малейшего желания переезжать в столицу.
И с улыбкой добавил:
– Если еще три-четыре губернатора позволят мне остаться в команде, буду рад. А там можно и на пенсию…
Об авторитете власти
Все оттенки – серые. Этой известной фразой можно охарактеризовать нынешнее отношение к образу власти: все чиновники одинаково плохие – светлых оттенков нет. Гость «Медианочи» с сожалением отметил, что ругать власть стало каким-то навязчивым трендом. А между тем госслужба далеко не сахар, и далеко не каждому по силам существующие тут нагрузки.
– Людей ответственных, высокопрофессиональных много. Есть, конечно, и те, кто пытается извлекать ренту из своих должностей. Как, собственно, везде в мире. Но нельзя только по ним составлять портрет чиновничества. Да и сплошное ругательство – не лучшее лекарство. Нужны иные меры. Безусловно, борьба с коррупцией в госаппарате – одна из важнейших задач. Но не все рецепты нам подойдут. Я был на короткой учебе в Канаде, стране, которая, по оценкам международных организаций, практически победила коррупцию. Русская ментальность, основанная на исторической памяти, полагаю, не поддержит канадский опыт, основанный на взаимном доносительстве. Каждый бдит за каждым. Нам нужны свои рецепты.
Кто-то из журналистов поинтересовался: а каким был самый первый заход в коридор власти? Пономаренко рассказал:
– В 97-м году Ольга Карлова набирала свежие головы в городскую администрацию. Я, вчерашний студент, попал в ее команду. Помню, как в первые дни работы шел по коридору администрации и гордился своей новой ролью – быть полезным городу, делать важное дело и добиваться результата. Хотя времена тогда были очень сложные для всех. Нам семь месяцев не платили зарплату – деньги в первую очередь шли учителям, врачам, на уголь для котельных. Сейчас неловко об этом говорить, но деньги на автобус и столовую мне давала моя девушка!
Об универсиаде
Говоря о финансировании команд мастеров, Сергей Пономаренко призвал считать краевые деньги. Но впереди универсиада. В условиях жесткого экономического сценария она явно ляжет бременем на бюджетные плечи края. Насколько эффективной будет отдача? А игры пройдут – не придется ли оптимизировать все и вся, чтобы выкраивать деньги на содержание всего построенного? Не купили ли мы «слона», не поторопились ли радоваться? На эту тему первый заместитель губернатора говорил без тени сомнений:
– Я однозначно за универсиаду. Выгоду для края мы понимали с самого начала. В одной из командировок я присутствовал при историческом моменте: наш министр спорта Сергей Гуров уговаривал Льва Кузнецова позвонить министру спорта Виталию Мутко с просьбой поддержать нашу заявку. После долгих сомнений губернатор согласился, звонок состоялся, и мы неожиданно получили поддержку на федеральном уровне. Затем, конечно, была еще цепочка важных событий. Очень помог в поддержке краевой инициативы наш знаменитый земляк Сергей Шойгу. В общем, все сложилось.
По поводу денег. Конечно, нам придется потратить немалую сумму, хотя основные средства на подготовку и проведение универсиады дает Федерация. Думаю, что наши затраты за все годы подготовки составят около 20 млрд. При годовом бюджете региона в 200 млрд рублей это не так болезненно. Тем более на благие цели. За короткий период мы серьезно обновим социальную инфраструктуру. Это того стоит! Что касается наследия универсиады, уверен, что лишними стадионы не станут. Откровенно говоря, городу пока не хватает спортивных объектов. В той же Канаде доступность крытых ледовых дворцов в 10 раз выше, чем у нас в России.
О собственном портрете
Разумеется, журналисты не упустили возможность поинтересоваться личной жизнью. Забавно, что самым «важным» для акул пера оказалась борода Пономаренко. С чего началось, как справляется: носить такую – дело сложное. Пономаренко полушутя-полусерьезно ответил, что была череда «серьезных оснований». Во-первых, знаменитый Михаил Турецкий посоветовал, мол, очень идет, во-вторых, народная примета потребовала не бриться, взявшись за масштабное дело, чтоб не спугнуть удачу. В-третьих (тут Сергей Александрович уже рассмеялся):
– Исследования показывают, что уровень доверия словам человека с бородой выше, чем без. Так что я в тренде.
Одним словом, испытание выдержал с честью. Такие подвиги, между прочим, делают «недосягаемых» чиновников для нас понятнее и ближе. Интересно, сядет ли кто-то на «горячий стул» в следующий раз?
Фоторепортаж: «Медианочь 2016». Красноярск. 25.11.2016