«Уважаемая редакция. Выбираю новые зимние шины для автомобиля, так как выпал снег, и внезапно выяснилось, что старые, на которых мы с батей отъездили 9 лет, нуждаются в замене – протектор износился. Напомните, пожалуйста, как выбрать зимнюю резину по маркировке и размеру? И что лучше – шипы или «липучка»? Батя говорит, что раньше вообще не знали «летних» и «зимних» шин. Ездили круглый год на том, что удавалось купить. И аварий было меньше…
Сергей Кузнецов, Канский район»
Согласимся, «раньше», при царе Горохе, действительно ездили на том, что удавалось достать, и аварий было меньше. Но не потому, что зимой ездили на летней резине, а потому, что дороги были практически пустые – количество автомобилей на душу населения было мизерным. Машин, по сравнению с сегодняшним днем, было меньше, наверное, на два порядка. Люди за рулем сидели более опытные – не у каждой офисной девочки был свой автомобиль. А сегодня и скорости выросли, и мощность моторов, и интенсивность движения на дорогах сумасшедшая – машина-то практически в каждой семье. А то и не одна. Поэтому резину перед наступлением холодов надо менять однозначно! Безопасность – прежде всего.
Даже если водитель не привык лихачить, поездки на жесткой летней резине по ледяным или заснеженным трассам обязательно приведут к аварии. Такой вид покрышек просто не предназначен для низких температур и снежных завалов. А вот зимние шины созданы специально для скользких замерзших покрытий – будь то укатанный снег или гладкий лед. Они намного мягче летнего варианта и способны сохранять эластичность при сильных морозах, которые не за горами.
Буковки и циферки
Не стоит пытаться ставить на машину резину выше по профилю или шире, чем рекомендует завод – изготовитель вашего автомобиля. Здесь никаких хитростей нет: используйте такую же ширину и высоту профиля, какая была у ваших летних шин. Если же вы хотите использовать для летнего и зимнего комплекта шин разные диски, то опять же загляните в инструкцию по эксплуатации и не выходите за рамки рекомендованных заводом размеров.
Практически все современные легковые шины – бескамерные. Они маркируются надписью Tubeless или аббревиатурой TL. Тип конструкции корда (силовой части шины) тоже важная характеристика, требующая большого внимания при выборе резины. Большинство шин сегодня – радиальные. Этот факт обозначается в маркировке резины буквой R. Например, пометка 180/65 R14 88H означает, что это радиальная шина с посадочным диаметром 14 дюймов. И это тоже важный параметр, если у вас уже есть диски, для которых вы выбираете шины. Посадочный диаметр шины обязательно должен совпадать с диаметром диска.
Что же означают два первых числа в маркировке шины? Первый цифровой индекс – это ширина. Она указывается в миллиметрах и в нашем примере обозначает, что ширина шины составляет 180 мм. Второй индекс – высота профиля. Он уже указывается в процентах от ширины шины: то есть это отношение высоты профиля к ширине в процентах. Например, у шины 180/65 R14 88H профиль имеет высоту в 65 % от ее ширины.
Заключительное буквенно-цифровое обозначение в маркировке шины – это индекс нагрузки. Необходимо иметь в виду, что это тоже очень важный параметр, отражающий максимально допустимую нагрузку на шину при ее эксплуатации. А значит, он должен быть не ниже, чем рекомендует завод – изготовитель вашего автомобиля.
Еще один немаловажный параметр – рисунок протектора. По строению он бывает нескольких типов: симметричным или асимметричным, а также направленным или ненаправленным.
* Симметричный ненаправленный протектор – самый простой базовый тип рисунка: такие шины наиболее распространены и недороги. Направленность протектора прежде всего повышает его способность к эффективному водоотведению из пятна контакта – это, в свою очередь, снижает риск скольжения.
* Асимметричный рисунок протектора призван сочетать в себе хорошее водоотведение и курсовую устойчивость.
На боковине покрышки есть и дополнительная информация:
* «Альпийский символ» в форме снежинки сообщает, что эта автомобильная резина соответствует минимальным нормам эксплуатации в зимних условиях.
* M+S – маркер всесезонной резины, которую можно использовать в мягком климате (у нас – нежелательно, как бы ни расхваливали «всесезонку» маркетологи).
* DOT или Е – резина соответствует требованиям министерства транспорта США (DOT), либо она прошла испытания Евросоюза (Е).
* Direction и стрелочка – для моделей, которые могут вращаться только в определенном направлении.
И еще один совет: проверяйте срок годности зимних шин! Да, они тоже его имеют – как сметана или консервы. Год выпуска также можно найти на боковине. Покрышки остаются новыми в течение пяти лет, если их подобающим образом содержали на складе. После семи лет хранения даже в самых идеальных условиях резина начинает терять нужные для безопасности технические свойства.
«Липучка» или шипы?
Это вечный вопрос, который волнует всех российских автомобилистов. Копья на эту тему не первый год ломаются на автомобильных форумах.
Универсального рецепта нет, все зависит от региона и условий вождения, в которых вы собираетесь эксплуатировать вашу резину. И даже от вашего стиля вождения.
Если более 70–80 % зимних поездок будут приходиться на сухой или мокрый асфальт, на городские условия, где дороги чистят, то можно выбрать и «липучку».
Но если вы у себя в Канском районе чаще ездите по дорогам с укатанным снежным покрытием, часто выезжаете за город, где много спусков-подъемов и высока вероятность гололеда, то лучше сделать выбор в пользу шипованных шин. Как, собственно, поступают от 70 до 80 процентов российских водителей. Скандинавских, кстати, тоже. Да в любой холодной стране большинство водителей ездит зимой на шипах. И это правильно.
Автоэксперты и сами производители шин рекомендуют российским автомобилистам в первую очередь обращать внимание на шипованную резину. Только она, учитывая непростой российский климат, может обеспечить максимальную уверенность за рулем вне зависимости от дорожного покрытия. Ведь шипованные шины, вопреки всеобщему заблуждению, на сухом асфальте обеспечивают такой же уровень сцепления, как и «липучка». При этом они куда надежнее на укатанном снежном покрытии или льду.
Единственный их минус – это более высокий уровень шума. Но с этим ведь можно и смириться ради безопасности?
И помните: одна только резина не решит всех проблем с безопасностью. Выбор скорости движения в зависимости от дорожной ситуации, неукоснительное соблюдение ПДД и, наконец, голова на плечах помогут выжить и на зимней трассе, и на летней.
Удачи вам на дорогах!