На завершающей сессии второго созыва Законодательного собрания депутаты заслушали и обсудили отчет первого заместителя губернатора Виктора Томенко о работе возглавляемого им правительства края в 2015 году. Как явствует из отчета, в рамках государственных программ, которые составляют тело краевого бюджета, в прошлом году было утверждено и наблюдалось почти 500 показателей. Из них 83,2 % достигли или превысили свои плановые значения. Это на три с лишним процента больше, чем в 2014 году.
В 2015 году в крае начали реализовываться отраслевые программы, направленные на обеспечение стабильности поступлений доходов в краевой бюджет. Параметры этих программ послужили основанием для расчета показателей реального сектора экономики при подготовке прогноза социально-экономического развития края.
Внушительный перечень
В своем выступлении на сессии Виктор Петрович остановился на отдельных моментах, которые посчитал наиболее важными. В частности, он отметил, что край, несмотря на ограниченность ресурсов, последние годы активно вкладывал средства в социальную инфраструктуру.
– Сегодня наша социальная сеть представляет собой более тысячи школ, в которых учатся свыше 300 тысяч учеников, около тысячи детских садов почти на 150 тысяч ребятишек, 181 краевое медицинское учреждение, почти 160 учреждений социального обслуживания, – сообщил Томенко. – Что касается новой сети, то с 2012 года в крае введено 13 новых школ, 47 детских садов, около 10 медицинских корпусов, почти 100 ФАПов. Если к этому добавить эксплуатацию более 30 тысяч километров региональных и муниципальных дорог, объекты ЖКХ, которые требуют постоянного внимания и вложений, зарплату бюджетников, то мы получим внушительный и все равно далеко не полный перечень обязательных расходов края.
Сделано все, чтобы сохранить высокий уровень социальной поддержки населения, продолжается реализация задач, поставленных руководством страны, в частности, майскими указами президента РФ.
Виктор Петрович признал, что 2015 год был сложным, и, поскольку первый квартал отмечался непредсказуемостью и неопределенностью, краевые власти вынуждены были вести осторожную политику. Аналогичным образом вели себя и предприятия. Но к середине года экономика сумела адаптироваться к новым условиям, и регион вернулся к нормальному режиму работы. Большинство экономических показателей по итогам периода оказались неплохими. Предприятия продолжили инвестировать в край, по ряду направлений произошло импортозамещение, строительство жилья демонстрировало уверенные темпы.
Единственное, что стало ощутимым, – это сокращение реальных доходов населения, которое повлекло за собой сокращение спроса на потребительском рынке, оборота торговли и услуг. Эта проблема, как заявил Виктор Петрович, актуальна и сегодня. Инфляция по итогам года хоть и сложилась ниже среднероссийского показателя, но вышла на двузначное значение – 10,6 %, которое «мы давно не видели». Поэтому задачей на перспективу является сохранение социальной поддержки при одновременном поиске новых источников доходов бюджета.
В завершение Виктор Томенко выразил депутатам благодарность за совместную работу. «За счет общих усилий у нас получилось работать эффективно», – сказал первый замгубернатора.
Под угрозой
После этого депутаты приступили к обсуждению отчета. Сразу несколько парламентариев затронули тему взаимоотношений «МРСК Сибири» с потребителями электроэнергии. В частности, Николай Трикман сообщил, что энергетики безжалостно отключают дачные общества. А заместитель председателя комитета по делам села и агропромышленной политике Владислав Зырянов заявил, что под аналогичной угрозой находятся жители Минусинского района, где с советских времен осталась сеть дорогих электрокотельных. Коллег поддержал спикер краевого парламента Александр Усс:
– Претензии к МРСК приобретают конкретный, системный характер.
Премьер признал, что проблема существует, но вопрос находится на контроле, и правительство не допустит отключений электроэнергии в отношении жилых домов и предприятий района. Что касается дачных обществ, то тема взята в проработку.
Депутат Артем Черных заметил, что в свое время в правительство было направлено предложение по созданию органа и программы по проблемам садоводов.
– Хотелось бы услышать, почему до сих пор никакого решения не принято, – сказал Артем Анатольевич.
Также народный избранник затронул проблему промышленных отходов, которой, по его мнению, в органах исполнительной власти края никто не занимается.
Виктор Петрович ответил, что полномочия, о которых идет речь, относятся к нескольким уровням власти, начиная с муниципального и заканчивая федеральным. Правительство ведет комплексную работу со своей стороны, но ряд вопросов находится вне его компетенции.
– Некоторые вещи мы не можем решить без федеральных властей, – посетовал Томенко.
Председатель комитета по образованию, культуре и спорту Людмила Магомедова напомнила о неутешительных выводах Счетной палаты по итогам проверки государственной подпрограммы по подготовке к празднованию 400-летия Енисейска в 2019 году:
– Убедительная просьба отнестись к этому и лично взять под контроль. Члены комитета написали письмо губернатору с просьбой найти ответственного за реализацию этих мероприятий и применить меры дисциплинарного воздействия. Потому что так дальше нельзя – это очень серьезный проект. 2019 год приближается, и тесная связь с культурной универсиадой должна прослеживаться. Мы крайне озабочены низким уровнем и качеством реализации программы.
Виктор Томенко сказал, что такие проекты, которые подразумевают межведомственное взаимодействие, требуют серьезной координации. Обращение членов комитета имело последствия: губернатор запланировал на эту тему совещание. Правительство слышит депутатов и внимательно относится к их озабоченности.
– Мы сконцентрируем усилия настолько, насколько это возможно, – заверил премьер.
На реализацию государственных программ края в 2015 году было предусмотрено 196 млрд рублей (почти 98 % от общего объема расходов краевого бюджета). Фактически финансирование составило 186 млрд рублей, что связано с непоступлением либо поздним поступлением средств из федерального бюджета. Кроме того, в течение года сложилась экономия по выплатам, которые носят заявительный характер, и экономия в результате проведения конкурсных процедур.
Долгосрочные решения
Николай Креминский затронул сразу две проблемы: низкий уровень заработной платы на селе и увеличение отходов лесопиления. Виктор Петрович прокомментировал их следующим образом: программа господдержки АПК в крае – одна из лучших в стране, и по поводу того, что аграрии получают невысокую зарплату, нужно обращаться к руководству предприятий. В отношении второй темы правительство может только заниматься регулированием – создавать благоприятные условия для бизнеса, который будет заниматься утилизацией отходов.
– Какова ситуация с лесными пожарами? – сменил тему Владимир Бедарев. Премьер пояснил, что в этом году ситуация намного сложнее, чем в прошлом. Во многом на это влияют метеорологические условия, в первую очередь сухие грозы. Причем самыми проблемными традиционно являются северные районы. Тем не менее край обладает и людскими, и материально-техническими ресурсами для борьбы с пожарами, а в иных случаях привлекает и органы федеральной власти. Очаги удается обнаружить буквально в первые сутки. В целом же, если ситуация будет развиваться по неблагоприятному сценарию, регион потратит более миллиарда рублей на борьбу с пожарами в этом году, из которых Федерация возместит только 230 млн.
В крае проведена большая работа по формированию новых источников доходов
Вице-спикер Алексей Клешко рекомендовал правительству продолжать активно работать с органами местного самоуправления по комплексному развитию территорий и перейти от точечных решений к долгосрочным. Также Алексей Михайлович посоветовал уделить внимание развитию Красноярска и его градостроительной политики, которая должна учитывать мнение жителей:
– Крупные микрорайоны создаются без социальной инфраструктуры, а потом власти начинают говорить: что же это такое? Это ненормальная ситуация. Мне кажется, что на краевом уровне необходимо в это вмешаться.
В 2015-м годовой лимит капитальных вложений составил 24,9 млрд рублей, фактическое финансирование – 19,5 млрд (78 %)
Фото Андрея Бурмистрова