Долгожданное открытие хирургического корпуса главной больницы региона состоялось всего несколько дней назад. Позади более двух с половиной лет напряженной работы, когда нужно было решать не только вопросы со стройкой, но и организацией медпомощи пациентам. Стоимость строительства, оснащения корпуса оценивается более чем в 7,4 миллиарда рублей. Судя по оценкам специалистов, можно говорить как минимум о новой эре краевого здравоохранения. Так ли это на самом деле? И что именно изменится в оказании медицинской помощи для жителей края?
По трем линиям
Поток пациентов пока еще направляется в старый корпус, но через новое приемное отделение, которое работает в тестовом режиме.
– Уже в первые сутки после открытия корпуса мы в полном объеме обследовали 84 экстренных пациента, – рассказывает Максим Суворов, заведующий приемным отделением ККБ. – Это больные с пневмониями, травмами, инсультами и инфарктами, а также сложные послеоперационные пациенты, переведенные из ЦРБ в краевую больницу. Запуск и полная загрузка настолько высокотехнологичного медицинского учреждения – дело не одного дня.
Приемное отделение нового корпуса будет готово принять не 90, как в старом, а сразу 150 пациентов в сутки. Несколько цветовых линий: желтая, красная и зеленая – разграничивают потоки людей, нуждающихся в помощи, по степени экстренности и тяжести их состояния.
Сортировка производится по международной шкале METTS, где учтены такие параметры, как сознание, температура, болевой синдром… Более «легкими» случаями займутся фельдшеры. «Желтый» поток – пациенты средней тяжести, которые на все обследования сопровождаются медицинским работником и транспортируются на каталке. «Красный» – это те, кому совсем плохо. Для них выделены два реанимационных зала и приближены основные виды диагностики – от лабораторных исследований до компьютерной томографии.
По сравнению с девятиэтажным корпусом, построенным почти 30 лет назад, и уж тем более с первым хирургическим корпусом, с которого и началась история краевой в 1939 году, технологии здесь просто «космические».
Чтобы убедиться в этом, достаточно зайти хотя бы в одну из операционных.
Всего их 17 – на оба блока. Предполагается, что такое количество и принципиально новые организационные технологии существенно сократят время ожидания, и за год вместо 17 тысяч пациентов смогут прооперировать 25 тысяч.
В центре операционный стол, способный трансформироваться под вмешательства любого профиля. Достаточно нажать всего лишь несколько кнопок на пульте. Над ним нависает лампа, которая автоматически – при наклоне стола – также меняет свое положение. Все оборудование – в центре красного квадрата. Его четкие линии на полу – границы стерильной зоны, где проходят ламинарные потоки – специальные фильтры обеззараживают воздух.
Благодаря установленному ангиографу, самому инновационному в России, появилась возможность выполнять гибридные операции, не перемещая пациента из одного зала в другой. Через несколько месяцев сюда будут завозить пациентов с разрывом аорты – смертельно опасным диагнозом. Вначале кардиохирург будет ушивать пораженную часть самой большой артерии человека. Затем рентгенохирург установит для прочности стент-
графт. Это специальная сетчатая конструкция, которая как бы оплетает сосуд. Установит эндоваскулярным путем – через прокол в бедренной артерии к пораженному месту доставляется стент-графт. Ангиограф нужен, чтобы отслеживать его продвижение.
Но рентген-операционная нужна не только в кардиохирургии, но и, к примеру, в урологии. Сюда может поступить пациент со злокачественной опухолью почки. Как удалить новообразование, избежав большого кровотечения? Рентгенолог эмболизирует сосуд, питающий опухоль — то есть вводит в артерию специальные частички, «эмболы», перекрывающие поступление крови, и только после этого начинается операция.
Мечты сбылись
Несколько лет назад, когда еще не было даже определено место под новый корпус, главный врач больницы Егор Корчагин написал о том, как видит его: «это здание наполнено самой инновационной техникой… но главное, в нем очень комфортно нашим пациентам. Оно совсем не похоже на «обитель страданий» – много света, стекла, комфортная мебель…»
Сейчас уже можно сказать точно: интерьер – совсем не больничный. Стены, облицованные плиткой, создают впечатление, что находишься в отеле. Комфортабельные двухместные палаты. В каждой из них – просторный санузел, где о больнице напоминает лишь длинный красный шнур, торчащий из стены.
– В случае, если человеку станет плохо и он упадет, можно дернуть за шнур, – поясняют в краевой больнице, – и к нему тут же поспешат на помощь…
И насчет инновационного оборудования тоже все сбылось. Чтобы научиться работать на нем, максимально используя все возможности, врачи уже дважды за последнее время ездили на стажировку за рубеж. По личному распоряжению губернатора края Александра Усса. Буквально несколько недель назад трансплантологи, врачи-лаборанты, анестезиологи, инфекционисты, урологи и рентген-хирурги вернулись из Германии. Там они были в университетской клинике «Шарите», история которой начинается аж с начала XVIII века. Именно там когда-то лечились Борис Ельцин, Ангела Меркель и другие, не менее известные люди. Перенимать опыт нужно у лучших. Потому что сейчас этот огромный корпус, оснащенный самым современным оборудованием, можно сравнить с уникальным музыкальным инструментом. Возьмет его в руки человек, напрочь лишенный слуха, – и получится какофония. Начнет играть дилетант – и прозвучит слабое подражание игре мастера. И только виртуоз сможет показать его возможности.
– Наша больница готова к такому корпусу – вот что самое главное, – говорит Елена Семенова, сотрудник информационного центра краевой клинической больницы. – Мы ориентируемся на лучшие европейские клиники, у нас с 2014 года вводится система менеджмента качества. Не так давно получили сертификат ИСО 9001, а сейчас готовимся к получению JCI – самому престижному медицинскому сертификату в мире. Он есть у единиц из российских клиник.
Прежде чем его выдать, специальные аудиторы оценивают и профессиональный уровень, и технику безопасности, и этические стандарты медицинского учреждения.
– Новые организационные технологии порой дают не меньший эффект, чем лечебные, – отмечает Елена Семенова. – Простой пример: когда мы прописали квалиграмму (схема в виде инфографики для персонала, пошагово описывающая процесс оказания медицинской помощи пациентам с определенными диагнозами. – НКК) по инсультам, время пребывания в приемном отделении сократилось на 40 минут!
Но это в старом здании. А в новом корпусе, наверное, будет еще быстрее?
Здесь все – от кроватей с «тепловыми пушками» до эксклюзивной модели ангиографа – для пациента. Для его комфорта и скорейшего излечения. Но во многом и для персонала тоже.
Потому что в Красноярской краевой клинической больнице есть лозунг – «Профессионализм, человечность, ответственность». И соответствовать этим принципам здесь, в новом корпусе, будет легче.
НА ЗАМЕТКУ
Как попасть на лечение в ККБ?
Если в районной больнице нет врача необходимой специализации или же требуется определенное диагностическое исследование, которое там не могут сделать, лечащий врач может выдать направление в краевую больницу. Для этого он делает выписку из медицинской карты и отправляет документы на сайт электронных заявок больницы с указанием специалистов, исследований, в которых нуждается пациент. Ему, в свою очередь, выдается распечатанное приглашение на прием.