В этом году летом у горожан появилась своя уютная «гостиная». Это три квартала проспекта Мира, между улицами Обороны и Перенсона, которые по выходным дням превращаются в пешеходно-прогулочное пространство. Проект «В центре Мира» оказался успешным – это показали несколько прошедших выходных. И хотя отдых в «гостиной» поставлен на паузу в связи с ростом заболевших коронавирусом, в Красноярске реализуется множество других общественных инициатив по строительству и благоустройству.
По словам главы города, Красноярск – это наш общий дом, горожане могут и должны чувствовать себя в нем хозяевами. Именно в последние несколько лет создаются условия для того, чтобы помочь жителям активно включаться в проектирование будущего города, в работу по текущему благоустройству и формированию календаря событий новых общественных пространств. В интервью, которое состоялось в необычном месте – на одной из летних веранд пешеходного проспекта Мира, Сергей ЕРЁМИН назвал топ-5 проектов по преображению Красноярска в текущем году, рассказал, зачем городу электротранспорт и какие традиции помогут воспитать будущее поколение в любви к своей родине.
Пространство эмоций
– Сергей Васильевич, за последнее время в краевом центре случилась буквально революция по благоустройству: городская среда изменилась кардинально. Один из результатов этих изменений – проект «В центре Мира». Как появилась идея?
– Если бы три года назад мы начали этот проект, то он бы не получился. Идея, с одной стороны, не новая: в советское время также перекрывали проспекты. Но у нас задумка другая: проспект Мира должен стать нашей городской «гостиной».
С марта обсуждали этот проект с точки зрения влияния перекрытия проспекта на жизнь города, но в таких сложных инициативах надо просто брать и пробовать, чтобы окончательно понять.
Я совершенно убежден: проспект Мира не может работать как транзитная зона для автомобилей. Для трафика есть другие магистрали.
Но главная идея проекта в том, что Мира – это не только территория, свободная от машин, а пространство для эмоций со своей атмосферой. Мы принципиально не стали создавать искусственных вещей.
Как я уже отмечал, продюсерами этого пешеходно-прогулочного пространства выходного дня должны стать сами красноярцы. От них поступили десятки инициатив и предложений, все они рассматриваются оргкомитетом проекта. Важно попытаться выдержать интеллигентность, не превратить главный проспект города в ярмарку или рынок. Кстати, проект и средств-то особо не потребовал. Мы только по уборке приняли дополнительные решения и другие хоззатраты на само перекрытие.
Мы изучали опыт других городов: многие пытались такие вещи делать, но не каждому удалось. Если у нас пойдет, то будем впереди всех.
Топ-5 проектов
– Мы активно продолжаем создавать общественные пространства, объединять их в парковые кольца. Важно также достигать баланса берегов, чтобы правый берег не снижал темпы благоустройства. Если говорить конкретно, что больше всего меня как мэра и как просто горожанина эмоционально затрагивает, что хочется обязательно в этом году сделать.
Озеро-парк «Октябрьский» на Бугаче – территория нуждается в нашем внимании, это наша болевая точка, так как были юридические ограничения. Договор аренды связывал нам руки, арендатор с 2015 года ничего там не делал. Но наконец договор расторгли по суду, и теперь это пространство закреплено за «Красгорпарком», в этом году выполним первичное благоустройство. Будем подтягивать озеро-парк до стандартов комфортной городской среды.
Набережные: они остаются приоритетом. В этом году в фокусе внимания – набережная Кировского района за ТЦ «Красноярье» – венец Вавиловского пешеходного кольца.
Пешеходный мост через ул. Карла Маркса в районе Большого концертного зала, благоустройство набережной Качи и Юдинского сквера – компоненты Центрального паркового кольца.
Говоря о парковых кольцах, отмечу проект на перспективу, к которому мы постепенно подходим, – мост от набережной, что вдоль Ульяновского проспекта, до острова Татышев. Нашли уже место для створа, попробуем с проектировщиками варианты.
Улица Павлова: кроме проезжей части, нового освещения, остановочных карманов, надо «причесать» бульвар вдоль Павлова. Есть мечта восстановить пешеходный переход через железнодорожные пути. Тогда Павлова и Вавиловское кольцо станут единым пешеходным пространством.
Именно качество среды играет большую роль в капитализации города. Городские пространства берут на себя новую миссию: они, а не только квартиры горожан дают ощущение дома, уюта. И люди стали больше выходить в парки, скверы. Хочу еще добавить про нематериальный городской капитал. В этом году Красноярску присвоили звание РФ «Город трудовой доблести». Это очень важно для воспитания будущего поколения, это наши традиции, наша история. И я еще раз благодарю всех красноярцев, жителей края, которые отдали свой голос в поддержку этого решения!
Транспорт и брендинг
– Очень нравится, что в городе стало больше новеньких троллейбусов. Как будет развиваться «зеленый транспорт»?
– Моя мечта заключается в том, чтобы основным видом транспорта в городе стал электрический транспорт в комбинации рельсового и троллейбусного. У нас есть городская электричка. Надо восстанавливать трамвайное сообщение. По левому берегу уже ходят два троллейбусных магистральных маршрута № 5 и № 15, и, по отзывам красноярцев, это очень удобно. Впервые за долгое время троллейбусный маршрут проложен через Коммунальный мост – № 6.
В этом году запустили на линии 24 новых троллейбуса на автономном ходу. А если говорить совокупно, то парк троллейбусов поменяли на четверть, будем продолжать замену.
И красноярское метро тоже должно стать частью транспортной системы.
– Вы приложили немало усилий, чтобы Красноярск обрел больше столичности. Какой образ больше всего ему подходит, как формируется формула бренда города?
– Мы постоянно об этом думаем, обсуждаем со специалистами тему брендинга Красноярска. Для меня наш локальный слоган – «стоЛИЦА» – воплощает не диванных философов, а старателей, трудяг. Это слоган про новый тип горожан, которые стремятся что-то делать, относятся к Красноярску как к своему дому.
«Красноярск – душа и сила Сибири» – тоже пользуемся этим слоганом, который был запущен к универсиаде. Но брендинг должен пройти через общество, его носителями должны быть люди.
Какому символу Красноярска отдать предпочтение: знаменитой часовне Параскевы Пятницы, Стрелке, Енисею, Столбам? Ответить непросто, главный символ у каждого свой. К 400-летнему юбилею Красноярска нам нужно определиться с брендом города.
– Очень хорошо помним и слоган: «Меняемся мы – меняется город. Меняется город – меняемся мы». Он еще актуален?
– Абсолютно! Ведь посмотрите: общественные пространства все больше становятся носителями новой уличной философии. Они как бы воспитывают горожанина. Для этого надо постоянно в городе создавать места вдохновения, творческой подпитки. Для меня это набережные, мои места силы. Я хочу, чтобы и проспект Мира стал таким местом силы.
Еще три года назад я не мог и мечтать о том, что в городе появятся почти 100 обновленных, новых парков и скверов. Но нам удалось этого достичь благодаря разным программам финансирования, а главное – людям.
У нас есть программы, которые вовлекают жителей в благоустройство: программа «Инициативное бюджетирование», конкурс «Лучшая концепция озеленения», конкурс «Самый благоустроенный район». Мы увеличиваем количество грантов, ведь люди с таким удовольствием делают проекты, они болеют этим.
А с такой крутой командой – с неравнодушными горожанами – я готов воплощать новые идеи, да просто пахать, чтобы в нашем общем доме было хорошо.
День рождения города
В этом году Красноярск отметит 393-летие, остается 7 лет до грандиозного юбилея – 400-летия, который состоится в 2028 году. К сожалению, в связи с ростом числа заболевших коронавирусной инфекцией все запланированные массовые мероприятия, как и в прошлом году, пришлось отменить. Однако ничему не под силу отменить желание горожан адресовать любимому городу наилучшие пожелания!