21 сентября. Воскресное утро. Холодно и пасмурно. Но не для тех, кто собрался на молебное пение в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Для человека с православным мировозрением нет плохой погоды, за все, как говорится, спасибо! Вдруг начинается дождь, к небольшой группе своих прихожан подходит священник:
– Вот, укройтесь. Вручаю настоятельский зонт (улыбается), берегите!
Начинается торжественная служба, и меня поражают слова владыки Пантелеимона о необходимости «созидать поруганный храм». Сколько глубокого смысла в этом! Действительно, «созидать» – это вам не просто ремонтно-восстановительные работы вести, а создавать великое – сообща! Итак, что было создано за прошлый год?
Хроника событий
Вокруг строительства храма велись постоянные споры как среди простых горожан, так и среди архитекторов. Сводились они к следующему: место строительства (удачное/неудачное), средства, целесообразность возведения кафедрального собора.
Татьяна Павловна Лисиенко, главный градостроитель Красноярскгражданпроекта:
– В архитектурном сообществе, действительно, нет единого мнения о месте строительства. Приводились различные аргументы как «за», так и «против». Считаю, что сейчас первоочередная задача – проект и как он будет вписан в генплан города. Поэтому меня как жителя и профессионала в первую очередь интересует красота проекта. Впишется ли в уже существующий архитектурный ансамбль, не нарушит ли пространство?
За прошедший год общественности был представлен только дипломный проект выпускницы института архитектуры и дизайна Сибирского федерального университета Ольги Вагановой. Он полностью повторяет исторический облик Богородице-Рождественского собора. Научные руководители – Константин Шумов (главный архитектор Красноярской епархии, руководитель службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края) и архитектор-реставратор Алексей Савченко.
По мнению академика Арэга Демирханова, одного из разработчиков воссоздания храма, авторской группе приступить к полноценной разработке проекта пока не позволяет ряд спорных моментов. Например, есть разногласия по поводу размеров будущего храма.
О целесообразности возведения кафедрального собора
Напомним, собор Рождества Богородицы был одним из крупнейших в Сибири памятников русско-византийского стиля середины ХIХ века, с мотивами московского зодчества ХVI–ХVII вв. Выдающийся образец творчества известного российского архитектора К. А. Тона (автор храма Христа Спасителя в Москве).
Но помимо исторической и архитектурной значимости, есть проблема, говоря формальным языком, в «обеспеченности культовыми зданиями». Обратимся к статистике. В Красноярске с населением 1 036 589 чел. существует 47 храмов, то есть на одну церковь приходится 22 055 (!) чел. Для сравнения, ровно сто лет назад, в 1914 году, в Красноярске проживало 86 624 чел. (чуть меньше современного Канска), где было 18 храмов, среди них два (!) больших собора. Следовательно, «нагрузка» на одну церковь была в пять раз меньше (4 812 чел.).
Что касается средств, стоит напомнить, что Богородице-Рождественский собор строился стараниями купцов и золотопромышленников во главе с Исидором Григорьевичем Щеголевым. В дальнейшем он содержался на жалованье от казны и с процентов неприкосновенного капитала жертвователей.
Надеемся, что грядущий год разрешит существующие вопросы и общественности будет представлен полноценный проект.
Кстати, хотите – верьте, хотите – нет, но в конце торжественной службы (в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы) появилось яркое солнце.
Собор Рождества Богородицы был возведен в Красноярске в 1845–1861 годах и был самой крупной православной церковью в Сибири. В 1866 году супруга Александра III императрица Мария Федоровна преподнесла в дар собору ризницу.
В 1891 году Богородице-Рождественский собор посетил будущий император Николай II.
В 1936 году церковь была варварски уничтожена советскими властями.