Количество мошенничеств в цифровой сфере уменьшается, однако жулики становятся изворотливее. Классические обманы с просьбой о помощи родственникам и «больным» детям сменяются более технологичными приемами. Недавно сотрудники «НКК» столкнулись с массированной атакой на личные телефоны в виде вирусной SMS-рассылки. В результате со счетов нескольких корреспондентов были списаны деньги. Остановить процесс удалось только после перепрошивки мобильников.
Троянский конь
Первая серьезная волна обманов такого рода в России зафиксирована в мае этого года. Суть аферы проста – хакеры получают доступ к контактам в смартфоне одного человека. Затем с его аппарата уходит рассылка в виде безобидного сообщения со ссылкой на якобы что-то интересное. На деле это вирус, который без вашего ведома начнет снимать деньги с кредитной карточки (если она привязана к номеру телефона), как только вы откроете злополучный файл или перейдете по ссылке.
Получатель обычно не видит угрозы в эсэмэске знакомого или коллеги, а потому жмет машинально, запуская в систему троянского коня.
Бесконтрольное снятие средств – лишь полбеды. Программа может «подписать» вас на дорогостоящий интернет-контент, заблокировать отправку исходящих звонков или сообщений, отсылать без вашего ведома MMS… Все это опасно вдвойне, так как сегодня в мобильнике хранится информация буквально обо всем – тут и банковские приложения, доступ к персональным данным, социальным сетям и пр.
Лечение одно – убить вирус. Если вы не знаток цифровой техники, лучше «прошить» мобильник, отдав в специализированную мастерскую. Да, в этом случае все данные обнулятся – вы потеряете фотографии, придется восстанавливать номера знакомых, коллег, но зато ваши накопления будут в сохранности.
Шеф, помоги
На самом деле достаточно внимательнее посмотреть на текст полученного сообщения, чтобы заметить подвох. Аферисты не знают настоящих имен своих потенциальных жертв, в качестве обращения пользуются именами из телефонной книги.
В результате приславший вам СМС «давнишний друг» может вдруг начать обращаться к вам по фамилии, а подчиненные массово просить босса, которого на работе величают не иначе как по имени-отчеству, «шеф, помоги».
В ГУ МВД по Красноярскому краю рассказали: мошенники не утруждают себя передавать точные данные. Имитируя обращение из банка с просьбой передать реквизиты счета, путают название кредитной организации. Когда простодушный гражданин отвечает, что у него такой карты нет, поясняют – ошиблись, вышлите что есть. Примитивная уловка, но люди на нее покупаются очень часто.
Обмануться не поможете?
По данным сотрудников краевой полиции, в этом году в регионе зарегистрировано полторы тысячи хищений и мошеннических действий с картами. В том числе более 350 – это хищения непосредственно с банковских счетов. При этом количество подобных преступлений снизилось на 15 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Следователи уже направили в суд 210 таких дел.
Найти киберпреступника сложно, так как зачастую он орудует из другой части страны и пытается соблюдать все правила конспирации. Оперативникам из Красноярска уже не раз приходилось совершать командировки в различные регионы для задержания «серийников», которые обманывали наших земляков. На счету некоторых преступников десятки жертв, причем все эпизоды отработаны по одному и тому же сценарию.
Уже потом при разборе полетов выясняется – потерпевшие почти всегда невольно сами помогали преступникам обмануть себя.
Заместитель начальника краевой полиции по оперативной работе Эдуард Хавабу рассказывает – многие пострадавшие были осведомлены о методах работы преступников, догадывались об обмане, но тем не менее попадались на уловки жуликов.
Классика жанра
Хотя мошенники все чаще используют высокие технологии, в их арсенале до сих пор остаются классические схемы развода, когда происходит непосредственное общение – чаще по телефону. На «клиента» наседают, давят на жалость, любовь к детям, страхи и пр. В топе самых распространенных приемов – «ваш ребенок попал в ДТП», «выигрыш в лотерею», «блокировка банковской карты»… Цель преступника одна – заставить вас перевести ему деньги или раскрыть свои реквизиты.
Также подводные камни ожидают при покупках через интернет-магазины – обычно злоумышленники просят покупателя сообщить данные паспорта, номер карты, ПИН-код.
!!! Запомните: никому нельзя передавать эти данные. Если в распоряжении мошенника окажется ПИН, номер кредитки и CVC (цифры на оборотной стороне карточки) – прощайтесь с деньгами.
Есть шанс вернуть средства, если сразу же позвонить в банк и сообщить об ошибке в отправлении. Однако и это не всегда помогает, если средства переведены быстро на чужой счет – пиши пропало.
Чтобы селфи не подвело
Объявление о продаже чего бы то ни было – повод для мошенника заняться вашей персоной. По словам Эдуарда Хавабу, нередко мошенники начинают звонить человеку сразу после того, как он размещает объявление на популярном сайте по покупке-продаже. При этом жулики используют практически весь арсенал обманных приемов.
Так что при покупке-продаже ни в коем случае не передавайте свою карту третьим лицам и не переводите заранее средства – ни задаток, ни страховой взнос и пр.
Если уж средства переводятся через Интернет, необходимо подстраховаться – с банковского номера вам должно прийти сообщение с кодом, которым вы разрешаете операцию. Обязательно проконсультируйтесь в своей кредитной организации, есть ли у нее такая услуга.
И всегда помните: информация, которую вы выставляете в Сеть, может привлечь преступников. Особенно интересны им ваши предметы роскоши, дорогие машины, дома, украшения… Ну а если уж не можете удержаться от селфи и отказаться от Instagram, блокируйте доступ к страничке посторонних лиц.
Предупрежден – вооружен
Карты с бесконтактной технологией оплаты также представляют интерес для жуликов. Гипотетически мошенники могут снимать средства у случайных прохожих в толпе, подставляя к карману с кошельком сканер. Без ввода ПИН-кода можно рассчитывать лишь на тысячу рублей, но за день в супермаркете можно «насобирать» приличную сумму.
По данным полиции региона, пока ни одного подобного преступления в крае не зарегистрировано.
И все же раз преступление возможно в теории, рано или поздно кто-то попробует осуществить его на практике. Чтобы обезопасить себя от подобных неприятностей, эксперты советуют придерживаться простых правил:
– держать несколько бесконтактных карт вместе (считывающий прибор просто не сможет сфокусироваться на одной);
– пользоваться специальными кошельками в виде визитниц с применением алюминиевых сплавов, которые блокируют сигнал;
– использовать систему бесконтактных платежей через приложение в смартфоне (как ни странно, это даже надежнее, чем карточная технология);
– не забывать обновлять антивирусные программы.