В художественном музее имени В. И. Сурикова работает выставка, посвященная 65-летию со дня рождения талантливого красноярского художника Александра ВОЛОКИТИНА (1956–2019).
Экспозиция включает более 60 живописных произведений – представлены портреты и пейзажи, натюрморты и картины религиозной тематики. Но что бы ни изображал художник на своих полотнах, в центре его творчества всегда человек – с его чувствами, переживаниями и устремлением к Богу.
Классическая школа
Искусствовед музея, идейный вдохновитель и куратор выставки Полина Андреева познакомила корреспондента НКК с экспозицией, рассказала о творческом пути живописца и его месте в искусстве:
– Заслуженный художник Российской Федерации Александр Волокитин – безусловно наследник реалистической школы живописи. Хотя всю свою творческую жизнь он был в поиске, работал в разных жанрах, искал новые формы и смыслы. Его религиозные картины наполнены символами и метафорами. В портретах и пейзажах чувствуются традиции русской классической, академической школы. Некоторые видят в работах художника влияние Врубеля, Брюллова, Нестерова, Сурикова… Все-таки у Волокитина было фундаментальное, многоступенчатое художественное образование: Красноярская художественная школа, затем училище, институт, куда он упорно поступал три раза и наконец поступил – очень хотел учиться именно на отделении живописи, ни на каком другом. Его педагогами в разные годы были такие выдающиеся красноярские мастера, как Фирер, Сергин, Баженов, Знак. В конце 90-х стажировался в творческих мастерских Российской академии художеств в Красноярске, в мастерской Левитина.
Художник работал очень много и оставил серьезное творческое наследие – сотни картин. Они рассеяны по разным музеям и частным коллекциям страны, много полотен уехало за границу. Поэтому выставку собрать было непросто, она в этом смысле уникальна – ведь работы из частных коллекций больше нигде не увидишь, неизвестно, когда они следующий раз соберутся в одном зале. Организаторам удалось представить весь спектр творчества мастера – от самых ранних до самых поздних его работ, здесь показаны разные жанры и темы.
Как пилот стал художником
Судьба художника тоже уникальна. Он вырос в авиационной семье. Отец был замполитом авиаотряда, мать тоже работала в этой системе, старший брат уже летал. Судьба мальчишки была решена еще в детстве: отец даже не сомневался, что он тоже станет пилотом. Хотя Александр занимался в детской художественной школе, хорошо рисовал, подавал большие надежды. Но после школы поступил в авиационное училище. Окончив его, три года летал на Ан-2 по всему Красноярскому краю. И это ему очень нравилось. «Доставляли в больницы раненых, сбрасывали парашютистов на пожар, возили пассажиров и разные грузы…» – рассказывал художник в одном из своих интервью.
Он был влюблен в небо. Но и творчество не отпускало. Пытался совмещать две эти любви: рисовал всегда и везде, даже в кабине самолета – изображал Землю с высоты.
«Но однажды, помню, сел и подумал: «Неужели и дальше все будет так?» Конечно, я любил летать, но вся эта беготня, заполнение бумаг, необходимость подчиняться, возить всем этим большим и маленьким начальникам из разных ведомств мешки с рыбой… Чего только не приходилось делать. И вспоминать не хочется. Такая вот получалась романтика. Конечно, летать-то хорошо – небо, облака… Красиво. А вот оборотная сторона… Вся эта возня, все эти командиры. И я решил: пусть не буду столько зарабатывать, но буду жить, как мне хочется…»
И он ушел из авиации, решив посвятить себя творчеству.
Не знаю, много ли потеряла авиация с уходом Волокитина-пилота, но искусство, живопись приобрели уникального художника с прекрасной кистью, неповторимым взглядом на мир и большим талантом.
Кстати, тема полета в той или иной форме прослеживается во многих картинах мастера. Это и летящие птицы, и летящая трапеция в его самой яркой картине «Парад-алле», в которой он в аллегорической форме изобразил яркую суматоху 90-х и надежды на лучшее. И мистические летящие дымы в картине «Шаманка», символизирующие то ли пролетающую жизнь, то ли полет фантазии… У художника даже мазки краски устремляются ввысь. Многие картины написаны так, будто мы видим изображение сверху. Вытянутые пропорции, круговая композиция, панорамное видение, как будто взгляд из кабины самолета.
Трудные судьбы
А на картине «Спасение человека» летят ввысь люди-боги. Богоматерь несет в небо на своих руках человека, в котором угадывается Христос. Сильная работа, вершина творчества Волокитина. Картина с очень трудной судьбой. Она написана в 90-е годы, когда у художника не было денег ни на краски, ни на хороший грунт. Картина хранилась без подрамника, в рулоне. Когда ее развернули – она посыпалась. В Енисейске, где она хранилась, условия тоже были неблагоприятные, полотно продолжало разрушаться. Туда выезжал специалист из музея Сурикова, осмотрел картину, ее привезли в Красноярск, сделали первоначальную реставрацию, чтобы полотно можно было выставить. Но оно нуждается в глубокой реставрации, а это дорого, нужны деньги. Картину обязательно надо сохранить – она, говорят специалисты, знаковая для сибирского искусства.
Совершенно передвижнический триптих «Судьбы» представлен на выставке. Изображены люди в трудных жизненных ситуациях. Нищенка с ребенком. Безногий инвалид на тележке на берегу Енисея. Пьяная мать лежит на лестнице, и ребенок рядом – девочка с совсем не детскими глазами. Смотришь на них, и чувствуешь, что дух Василия Григорьевича Перова витает где-то рядом. Страшные картины. Но так художник показал человеческие трагедии 90-х. Он признавался друзьям: «Не могу пройти мимо страданий, мне надо разбередить людям сердца. Искусство должно трогать душу».
И оно трогает. Причем, как это ни удивительно, целая галерея мрачных картин художника (чего стоит одна только инсталляция «Покаяние») не давит на тебя, не ввергает в уныние и пессимизм. Потому что рядом висят еще и портреты кисти Волокитина. Они прекрасны! От них глаз нельзя оторвать, настолько точно художник умел схватить характер человека, его душу. Особенно ему удавались детские и женские портреты. «Девушка в шали» – это вообще что-то суриковское. А «Принцесса» – как будто полотно из XVII века, здесь уже, кажется, дух Веласкеса улыбается нам.
А какие цветовые решения! Например, в натюрморте «Сухие подсолнухи». Волокитин – прекрасный колорист.
Давно ни одна выставка местных художников не производила на меня столь мощного впечатления – ушел с нее переполненный чувствами. Это большое искусство, которое заставляет думать, переживать, страдать и радоваться.
Выставка будет работать до 10 мая по адресу: Красноярск, пр. Мира, 12.