Спасение человека искусством

Спасение человека искусством

В художественном музее имени В. И. Сурикова работает выставка, посвященная 65-летию со дня рождения талантливого красноярского художника Александра ВОЛОКИТИНА (1956–2019).

Экспозиция включает более 60 живописных произведений – представлены портреты и пейзажи, натюрморты и картины религиозной тематики. Но что бы ни изображал художник на своих полотнах, в центре его творчества всегда человек – с его чувствами, переживаниями и устремлением к Богу.

Классическая школа

Искусствовед музея, идейный вдохновитель и куратор выставки Полина Андреева познакомила корреспондента НКК с экспозицией, рассказала о творческом пути живописца и его месте в искусстве:

– Заслуженный художник Российской Федерации Александр Волокитин – безусловно наследник реалистической школы живописи. Хотя всю свою творческую жизнь он был в поиске, работал в разных жанрах, искал новые формы и смыслы. Его религиозные картины наполнены символами и метафорами. В портретах и пейзажах чувствуются традиции русской классической, академической школы. Некоторые видят в работах художника влияние Врубеля, Брюллова, Нестерова, Сурикова… Все-таки у Волокитина было фундаментальное, многоступенчатое художественное образование: Красноярская художественная школа, затем училище, институт, куда он упорно поступал три раза и наконец поступил – очень хотел учиться именно на отделении живописи, ни на каком другом. Его педагогами в разные годы были такие выдающиеся красноярские мастера, как Фирер, Сергин, Баженов, Знак. В конце 90-х стажировался в творческих мастерских Российской академии художеств в Красноярске, в мастерской Левитина.

Художник работал очень много и оставил серьезное творческое наследие – сотни картин. Они рассеяны по разным музеям и частным коллекциям страны, много полотен уехало за границу. Поэтому выставку собрать было непросто, она в этом смысле уникальна – ведь работы из частных коллекций больше нигде не увидишь, неизвестно, когда они следующий раз соберутся в одном зале. Организаторам удалось представить весь спектр творчества мастера – от самых ранних до самых поздних его работ, здесь показаны разные жанры и темы.

Как пилот стал художником

Судьба художника тоже уникальна. Он вырос в авиационной семье. Отец был замполитом авиаотряда, мать тоже работала в этой системе, старший брат уже летал. Судьба мальчишки была решена еще в детстве: отец даже не сомневался, что он тоже станет пилотом. Хотя Александр занимался в детской художественной школе, хорошо рисовал, подавал большие надежды. Но после школы поступил в авиационное училище. Окончив его, три года летал на Ан-2 по всему Красноярскому краю. И это ему очень нравилось. «Доставляли в больницы раненых, сбрасывали парашютистов на пожар, возили пассажиров и разные грузы…» – рассказывал художник в одном из своих интервью.

Он был влюблен в небо. Но и творчество не отпускало. Пытался совмещать две эти любви: рисовал всегда и везде, даже в кабине самолета – изображал Землю с высоты.

«Но однажды, помню, сел и подумал: «Неужели и дальше все будет так?» Конечно, я любил летать, но вся эта беготня, заполнение бумаг, необходимость подчиняться, возить всем этим большим и маленьким начальникам из разных ведомств мешки с рыбой… Чего только не приходилось делать. И вспоминать не хочется. Такая вот получалась романтика. Конечно, летать-то хорошо – небо, облака… Красиво. А вот оборотная сторона… Вся эта возня, все эти командиры. И я решил: пусть не буду столько зарабатывать, но буду жить, как мне хочется…»

И он ушел из авиации, решив посвятить себя творчеству.

Не знаю, много ли потеряла авиация с уходом Волокитина-пилота, но искусство, живопись приобрели уникального художника с прекрасной кистью, неповторимым взглядом на мир и большим талантом.

Кстати, тема полета в той или иной форме прослеживается во многих картинах мастера. Это и летящие птицы, и летящая трапеция в его самой яркой картине «Парад-алле», в которой он в аллегорической форме изобразил яркую суматоху 90-х и надежды на лучшее. И мистические летящие дымы в картине «Шаманка», символизирующие то ли пролетающую жизнь, то ли полет фантазии… У художника даже мазки краски устремляются ввысь. Многие картины написаны так, будто мы видим изображение сверху. Вытянутые пропорции, круговая композиция, панорамное видение, как будто взгляд из кабины самолета.

Трудные судьбы

А на картине «Спасение человека» летят ввысь люди-боги. Богоматерь несет в небо на своих руках человека, в котором угадывается Христос. Сильная работа, вершина творчества Волокитина. Картина с очень трудной судьбой. Она написана в 90-е годы, когда у художника не было денег ни на краски, ни на хороший грунт. Картина хранилась без подрамника, в рулоне. Когда ее развернули – она посыпалась. В Енисейске, где она хранилась, условия тоже были неблагоприятные, полотно продолжало разрушаться. Туда выезжал специалист из музея Сурикова, осмотрел картину, ее привезли в Красноярск, сделали первоначальную реставрацию, чтобы полотно можно было выставить. Но оно нуждается в глубокой реставрации, а это дорого, нужны деньги. Картину обязательно надо сохранить – она, говорят специалисты, знаковая для сибирского искусства.

Совершенно передвижнический триптих «Судьбы» представлен на выставке. Изображены люди в трудных жизненных ситуациях. Нищенка с ребенком. Безногий инвалид на тележке на берегу Енисея. Пьяная мать лежит на лестнице, и ребенок рядом – девочка с совсем не детскими глазами. Смотришь на них, и чувствуешь, что дух Василия Григорьевича Перова витает где-то рядом. Страшные картины. Но так художник показал человеческие трагедии 90-х. Он признавался друзьям: «Не могу пройти мимо страданий, мне надо разбередить людям сердца. Искусство должно трогать душу».

И оно трогает. Причем, как это ни удивительно, целая галерея мрачных картин художника (чего стоит одна только инсталляция «Покаяние») не давит на тебя, не ввергает в уныние и пессимизм. Потому что рядом висят еще и портреты кисти Волокитина. Они прекрасны! От них глаз нельзя оторвать, настолько точно художник умел схватить характер человека, его душу. Особенно ему удавались детские и женские портреты. «Девушка в шали» – это вообще что-то суриковское. А «Принцесса» – как будто полотно из XVII века, здесь уже, кажется, дух Веласкеса улыбается нам.

А какие цветовые решения! Например, в натюрморте «Сухие подсолнухи». Волокитин – прекрасный колорист.

Давно ни одна выставка местных художников не производила на меня столь мощного впечатления – ушел с нее переполненный чувствами. Это большое искусство, которое заставляет думать, переживать, страдать и радоваться.

Выставка будет работать до 10 мая по адресу: Красноярск, пр. Мира, 12.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Красноярский симфонический берет разгон
Красноярский академический симфонический оркестр сегодня знают во всем мире. Он приобрел известность, новое качество звучания, мобильность, на его концертах неизменный
24 мая 2022
Медицина: возвращение к планам и графикам
На днях в режиме видеоконференции состоялся разговор министра здравоохранения края Бориса НЕМИКА с представителями муниципальных СМИ. Министр ответил на множество
23 мая 2022
Где отдохнуть ребенку летом и как получить кешбэк
До начала летних каникул остались считаные дни, но часть родителей еще в поиске подходящих вариантов для отдыха детей. Первое, что