Меню Поиск
USD: 72.56 +0.12
EUR: 85.46+0.09
№ 20 / 610

Спасение от защитников

У семи нянек дитя без глаза. А если нянек 85?


Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае Марк Денисов выступил на сессии Законодательного собрания с ежегодным отчетом. Цифры и выводы заставляют серьезно задуматься.

Опасный симптом

Свое выступление Денисов предварил эпиграфом французского философа Мунье: «Любые торжественно про­возглашаемые декларации прав человека превращаются в свою про­тивоположность, коль скоро об­щество, в котором им предстоит действовать, не располагает ни необходимыми для этого возмож­ностями, ни достаточно разви­тыми структурами». Из отчета и последующего обсуждения вывод был парадоксальным: именно развитие структур ставит под угрозу права человека.

По мнению Денисова, одной из главных проблем нашего времени явля­ется дефицит доверия, разрыв между обществом и властью. Поэтому свою функцию уполномоченный, как независимый государственный правозащитный институт, видит в построении диалога, в роли связующего звена, поиске точек сопри­косновения и понимания между гражданами и должностными лицами, общественными организациями и государствен­ными органами.

Всего в аппарат уполномоченного в 2013 году поступило 2 214 жалоб и обращений. Это на 6,31%, или на 149 обращений меньше, чем в предыдущем, 2012 году. Уменьши­лось на 10% и количество индивидуальных письменных обращений. Это можно было бы отметить как успех. Но эти показатели не достигли уровня предкризис­ного 2008 года. Социальное напряжение нарастает быстро – за месяцы, а вот чтобы снизить его до первоначального уровня, тре­буются годы.

За минувший год на 24,59% возросло количе­ство коллективных обращений. Получается, что папок с жалобами вроде бы стало меньше, а вот подпи­сей под жалобами – больше. На 5% увеличилось количе­ство устных обращений. А ведь устные жалобы – самые горячие. Это случаи как в медицине, когда пациент обращается с острой болью.

Из сельских районов края обращений поступило примерно столько же, сколько и в 2012 году. Снижение незначи­тельное – на 6,81%. Однако количество заявителей резко возросло (на 57%) за счет коллективных жалоб. Анализ показывает, что чаще всего причиной для выражения массового недовольства граждан на се­ле становятся работа ЖКХ (454 человека), земельные вопросы (210 человек), жилищные проблемы (113 человек), вопросы при­родопользования (202 человека), работа школ, детских садов и органов опеки (55 человек), трудовые споры (39 человек).

90 % граждан, поставивших свои подписи под коллективными жалобами, выражают недовольство работой органов местного самоуправления. Опыт говорит, что рост числа коллективных обращений граждан – опасный симптом политизации, следующий за этим шаг – митинги и пикеты.

«Проверочный» абсурд

Особый интерес вызывает информация о распределении поступивших в адрес уполномоченного жалоб и обращений по органам власти, то есть в зависимости от того, на какой уровень адресовано недовольство заявителей.

Около половины всех жалоб и обращений (более 42%) содержат недовольство заявителей действиями (бездействием) федеральных органов власти и их территориальных органов.

И все-таки наибольшее количество обращений в почте уполномоченного касается исполнения органами местного самоуправления полномочий в сфере реализации прав граждан на жилище, а также других вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения.

Серьезной проблемой в деятельности органов местного самоуправления стал прессинг со стороны различных надзорных органов. Безусловно, надзорные ведомства вполне законно ставят вопросы в рамках своих узких компетенций. Но финансовая несостоятельность большинства территорий края де­лает эти многочисленные предписания физически невыполнимыми. По расчетам муниципалитетов, общая потребность в финансовых средствах, требуемых для устранения выявленных нарушений, только за первую половину 2013 года составила 18,7 млрд рублей, в том числе по решениям судебных органов 7,2 млрд. Также в ходе инвентаризационной работы определена сумма в 12,7 млрд рублей, необходимая для устранения предписаний, наложенных на объекты, построенные по СанПин, СНиП и т. д., действовавшим до введения новых. В основном это объекты учреждений образования и здравоохранения.

Хроническая невозможность выполнять многочисленные предписания приводит к регулярным штрафам как муниципальных образований, так и их руководителей. Известны случаи (в Емельяновском, Курагинском и других районах), когда главы поселковых администраций, отдав в качестве штрафов свою месячную зарплату целиком, в дальнейшем пытались погасить новые штрафы из казны поселения. Это привело к возбуждению уголовных дел по статье «Коррупция».

На этом фоне все отчетливее фиксируется отток самых подготовленных и неравнодушных работников из сферы муниципального управления.

Только за два последних года добровольно сложили свои полномочия 5 глав районов, 9 руководителей районных администраций, 47 глав поселений.

Те, кто приходит им на замену, не всегда отчетливо представляют объем профессиональных задач, не обладают необходимой психологической подготовкой, а порой и просто нечисты на руку. Чехарда управленцев приводит к тому, что проблемы местных жителей годами остаются нерешенными (п. Кедровый и др.).

Можно констатировать, что организационно-кадровая система, сложившаяся в сфере муниципального управления, и ее нормативно-правовая база не отвечают насущным потребностям дня, что и поставило многие муниципальные образования края на грань утраты управляемости.

На прежнем уровне остаются претензии в адрес краевых органов власти – чуть более 5% всех жалоб.

Действие и бездействие

Обсуждение доклада Марка Денисова быстро и бесповоротно свелось к обсуждению проблем местного самоуправления. Поскольку причиной большинства бед он назвал «двухголовую» систему управления, когда представительские функции несет избранный глава, например, района, а исполнительные – глава администрации. Проблемы возникают уже на уровне вывески – кто за что отвечает. Сейчас внесен проект федерального закона, по которому подобный порядок организации власти на местах становится единственно возможным. До сих пор МСУ могли выбирать между ней и традиционной, без сити-менеджера. Проект уже обсуждался накануне сессии в рамках Ассоциации по взаимодействию представительных органов госвласти и МСУ, о чем сообщил депутат Алексей Клешко.

По поводу контролирующих органов высказался депутат Роман Гольдман. Он сообщил, что даже собрать представителей всех контролирующих организаций невозможно – у нас нет такого большого помещения. (Количество контролирующих структур в крае – не менее 85.) Депутат Валерий Сергиенко, например, поинтересовался, не является ли нарушением прав человека прямой запрет на разведение скота в крестьянских хозяйствах. Такое распоряжение тоже имеется, и оно делает бессмысленным проживание в селе. Многие депутаты ссылались на хроническое недофинансирование местных бюджетов, видя именно в этом главную проблему.

Александр Усс высказался достаточно жестко. Понятно, что проблема финансов существует. Центры прибыли расположены крайне неравномерно, и достаточной финансовой базы во всех муниципалитетах не будет. Некоторые районы не имеют средств для содержания администрации, не говоря уже об исполнении обязательств. Но проблема не всегда в этом. В ряде территорий произошел паралич власти исключительно из-за личных амбиций руководителей, которые маскировали их под надуманные политические конфликты.

В части контролирующих органов. Закон выполнять нужно. И населению, и контролирующим органам. Тем более что каждый создавался под решение конкретных проблем, связанных с защитой прав населения. При этом никто не мешает депутатам, выполняя закон, брать ответственность на себя и выходить с инициативой об изменении особенно вредных и противоречащих жизни установлений и правил. Собственных предложений по изменению каких-то диких предписаний ЗС написало не так много.

Проблему местного самоуправления решено обсуждать глубоко, широко и для начала – на парламентских слушаниях.


Информация о распределении жалоб по уровням власти*

Органы власти

2011

2012

2013


Количество

%

Количество

%

Количество

%

Федеральные

1343

51,59

1121

45,53

1012

42,81

Муниципальные

614

23,59

644

26,16

687

29,06

Краевые

163

6,26

132

5,36

122

5,16

Иные

485

18,63

423

17,18

451

19,08

Не определено

583

22,40

142

5,77

92

3,89

Всего

3188


2462


2364


* В одной жалобе заявитель может жаловаться на несколько органов власти.

№ 20 / 610

Ссылки по теме:

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения




Свежий выпуск

Видео



Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!