Спеть жизнь И ни разу не сфальшивить

Спеть жизнь И ни разу не сфальшивить

Дом Валерия Петровича Андреева знает весь Верхнеимбатск. Вот он – на стене сарая картина: глухарь токует, на фасаде дома – лось на берегу Енисея. Во дворе – теннисный стол и рядом всегда много детворы. Петрович, а именно так называют в селе депутата Туруханского райсовета и почетного гражданина, всегда рад гостям.

 

Дань памяти

В Верхнеимбатске Туруханского района Петрович – личность легендарная. Сам он шутит, что половину села учил в школе, а другая работала у него в совхозе, где он директорствовал. Родился Валерий Петрович в Бородино, что в тридцати километрах выше по течению. Когда окончил начальную школу, мать отправила младшенького Валеру, 13-го сына в семье, в интернат Верхнеимбатска. Но доучился он только до шестого класса. Положение многодетной семьи, которая на войне потеряла единственного кормильца, было настолько бедственным, что не могли платить за содержание ребенка в интернате.

– Вот потому в начале седьмого класса меня пригласил к себе директор и из школы попросил, – Валерий Петрович рассказывает, что потом, когда сам стал директором, пытался хоть как-то его оправдать – не получилось. – Уходи, говорит, жить на квартиру. А какая мне квартира? Мы в штанах холщовых, из мешков перешитых, ходили.

Пришлось тогда вернуться в родное Бородино посреди четверти. Деревня умирала, и буквально в тот год обезлюдела окончательно, нужно было перебираться в Верхнеимбатск всей семьей. Тогда в лодку погрузили нехитрый домашний скарб и волоком – как бурлаки на Волге, смеется Валерий Петрович, – дотащили до Верхнеимбатска. Хотя смешного, конечно, мало: у собак, которые помогали лодку тащить, лапы были сбиты до крови.

– Вот с того времени лучшего села для меня на свете и нет, – говорит он. – Даже стихи об этом сочинил: «Жить продолжают северяне, жить продолжает Север наш, в глухой тайге на Енисее живет и трудится Имбатск».

Жизнелюбие, неисчерпаемый оптимизм и такое же стремление к творчеству – вот главные черты характера Петровича. А что, говорит он, я той нищете, в которой мы детство прожили, даже благодарен – начал ценить людей и жизнь ценить.

Но память о Бородино осталась. В прошлом году Валерий Петрович со своей большой семьей, двумя оставшимися в живых братьями, двумя сестрами, четырьмя детьми, собрали деньги и поставили на берегу Енисея, там, где стояло Бородино, стелу и крест, на котором история поселения и надпись: «От потомков – предкам». Год выбрали не случайно: в прошлом году было 350 лет со дня его основания. И 50 лет, как село перестало существовать.

От учителя до директора совхоза

Школу Андреев окончил в Верхнеимбатске, говорит, хоть и случилось это в 1962 году, каждого своего учителя помнит до сих пор – и каждому благодарен. Учиться ему очень нравилось, именно поэтому, наверное, подвернулся счастливый случай, и после окончания школы он сам устроился в санаторно-лесную школу. Воспитателем, потом учителем физкультуры, физики, математики… Уже в верхнеимбатской школе, где он начал работать в 1965 году, как учитель физкультуры подготовил 10 мастеров спорта, 50 перворазрядников по лыжным гонкам, чемпионов городов севера края, 100 учеников стали чемпионами и призерами на спартакиадах Туруханского района по лыжам, гимнастике, многоборью и национальным видам спорта.

Уже будучи директором школы, Валерий Петрович получил знак «Отличник народного просвещения», и тут, казалось бы, нужно ставить точку, но жизнь опять совершила крутой поворот.

– Однажды в поселок прилетела вертушка, меня вызвали в Красноярск, – вспоминает депутат. – Думал, увольнять будут, а мне предложили стать директором совхоза. Так до 2001 года моя жизнь оказалась связана с промысловым и сельским хозяйством.

Валерий Петрович работал директором Южно-Туруханского госпромхоза и директором совхоза «Верхнеимбатский». Сначала было тяжеловато – все-таки опыт-то был только учительский, но со временем все получилось.

Хозяйство тогда на северах было богатым: под началом у Андреева оказалось государственное промысловое хозяйство, которое занималось пушниной: соболь, белка, ондатра; четыре зверофермы серебристых черных лисиц. В каждом поселке ферма крупного рогатого скота, свиноферма, табуны лошадей… Вспоминает, как из Красноярска возили быков-герифордов, племенных поросят, чтобы на Севере люди ели самое лучшее. Как переходили с ручного труда на автоматику. А потом все кончилось. Страной стали править другие принципы – экономическая целесообразность. С этой точки зрения Север всегда будет проигрывать.

– Для меня закрытие совхоза стало личной трагедией, – делится Валерий Петрович. – Ну как можно было оставить людей без работы?

Все леса в районе в руках народа

Валерий Петрович рассказывает, как болело у него сердце от бессилия, как трещала голова – пытался придумать, что можно в этой ситуации сделать. И выход нашелся. Туруханский район – богатейшая земля, на которой испокон веков люди занимались охотой и рыбалкой. И району удалось сделать так, что все охотничьи угодья оказались в аренде у простых охотников, жителей района. У кого-то 100, у кого-то 200, 300, 500, 600 квадратных километров, даже по полторы тысячи участки есть. Ни клочка земли нет в аренде у чужаков.

– Мы сохраняем всю территорию района за НП «Туруханпромхоз», учредитель которого – Туруханский район, – с гордостью рассказывает он. – Вся территория принадлежит району, а значит, народу. Я счастлив, что успел это сделать. Мы защитили людей, дали им возможность чувствовать себя хозяевами на этой земле.

Аренда оформлена на 49 лет, участки себе брали по принципу – кто сколько сможет обойти, потому и размеры такие разные. И сейчас главная задача Валерия Петровича как общественника – собирать с охотников деньги на лицензии, перечислять их на расчетные счета, получать лицензии и охотничьи книжки. Но по старой памяти он ведет и «воспитательную» работу – каждому объясняет, в какие сроки можно охотиться, чтобы не нарушать закон. Потому и дверь в доме Андреевых никогда не закрывается. Люди идут, идут, идут…

Любовь одна – и на всю жизнь

Познакомились Валерий и Ирина в школе. Он – учитель физики, она – шестиклассница.

– Влюбилась в меня, такого красавца, – шутит он. – Но об этой встрече я не могу рассказывать – я должен спеть.

И берет в руки гитару. Без песни понятно, что это – настоящая любовь, вместе 47 лет: как только Ирина окончила школу, сразу поженились. Вот они на фотографиях стоят рядом на лыжных соревнованиях, вот в лесу, в охотничьей избушке. Везде вместе. Книгу, в которой напечатаны памятные фото, дети и внуки Валерия Петровича готовили тайком – как сюрприз к 70-летию. На 100 страницах – стихи и песни, сам он признается: не думал, что за всю жизнь написал столько. Больше половины – о родине, о любимой стране, о Верхнеимбатске, в котором хоть и бывают проблемы, но окна горят и живут люди, потому что это лучшее село на свете.

– Я, знаете, как думаю, – размышляет Валерий Петрович, уже провожая нас. – За все эти годы моя любовь к России не уменьшилась, а десятикратно увеличилась. Ведь как иначе? Без этого жить нельзя.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт