«НПЦ Магнитной гидродинамики» (НПЦ МГД) – предприятие уникальное. Созданный в 1990 году коллектив профессиональных ученых под руководством доктора технических наук профессора Виктора Тимофеева доказал, что в России можно успешно развивать наукоемкие производства.
Вклад в экономику мира
Как рассказал корреспондентам НКК сам Виктор Николаевич Тимофеев, основными направлениями деятельности «НПЦ Магнитной гидродинамики» являются инжиниринговая деятельность по проектированию и организации изготовления крупного плавильно-литейного оборудования, собственное производство систем нагрева, огнеупоров и МГД-перемешивателей для металлургии. Среди перспективных направлений – сплавы с заданными свойствами, которые позволяют, например, выпускать уникальную проволоку для нужд аэрокосмической, атомной и иных высокотехнологичных отраслей.
Именно это предприятие разработало и внедрило первый в России поворотный миксер с МГД-перемешивателями, который был установлен на Братском алюминиевом заводе в 2004 году.
Сегодня это оборудование работает на заводах ОК РУСАЛ, в Казахстане, Армении, на предприятиях крупнейших мировых производителей алюминия ALCOA, ALCAN, SAPA. На оборудовании НПЦ МГД ежегодно выпускается более 2 млн тонн алюминия и сплавов из него. А это ни много ни мало пять процентов от мирового объема производства.
– Мы – инжиниринговая компания, – рассказывает Виктор Тимофеев. – Это означает, что проекты наши, а крупное оборудование (печи, миксеры) заказываем на различных заводах. Частично есть свое производство: МГД-перемешиватели, нагреватели, автоматику делаем сами на арендованных площадях. Сейчас заканчиваем установку 9 наших миксеров на Тайшетском алюминиевом заводе. В том числе поставили 4 самых крупных в России 115-тонных миксера.
Для понимания: миксер – устройство, где готовится сплав определенной марки путем перемешивания первичного алюминия с легирующими элементами при заданной температуре. А сам процесс перемешивания осуществляется электромагнитным полем МГД-перемешивателя.
Главный секрет успеха
Как уже говорилось, помимо отечественных заводов, оборудование НПЦ МГД поставляется на металлургические предприятия ближнего и дальнего зарубежья. Поставка осуществляется через эксклюзивного партнера – британскую компанию ALTEK EUROPE Ltd под маркой Siber-Force («Сибирская сила»). Яркое свидетельство того, что Россия может экспортировать не только сырье, но и высокотехнологическую инновационную продукцию.
В чем же секрет успеха «НПЦ Магнитной гидродинамики»? Во многом – в личности руководителя. Виктор Николаевич Тимофеев – крупнейший специалист в области электротехнологий. Помимо производственной деятельности, он активно занимается и научной – является заведующим кафедрой электротехники политехнического института СФУ. В 2002 году признан инженером года по направлению «Электротехника». Удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
И вокруг него – люди, для которых инженерная наука и инновации стали делом всей жизни. Это и «штучные» специалисты, такие как ведущий конструктор Владимир Вальков с огромным опытом работы на крупнейшем предприятии – Красноярском комбайновом заводе, где он прошел путь от заместителя начальника отдела до заместителя директора по производству. Или последний ученик легендарного российского электрофизика, лауреата Ленинской и Государственной премий СССР Геннадия Игнатьева – к. т. н. Николай Сергеев.
Приходят в коллектив и молодые талантливые ученые. Попасть сюда непросто – для того чтобы получить приглашение в НПЦ МГД, нужно уже чего-то добиться, доказать свою преданность инженерной науке. Так, аспирант института цветных металлов и материаловедения СФУ Михаил Мотков начинал свой трудовой путь в СФУ на кафедре обработки металлов давлением. Затем работал на Красноярском металлургическом заводе, в структуре РУСАЛа. Но судьбоносным стало для него приглашение Виктора Тимофеева.
– То, что я принял это предложение, было самым правильным решением, – рассказывает Михаил. – Здесь можно заниматься наукой, тем, что мне интересно.
На переднем крае технологий
Интересное и перспективное направление, разработанное в «НПЦ Магнитной гидродинамики», руководит которым Михаил Мотков, – наукоемкая технология ElmaCast. Это бесконтактное производство длинномерных слитков малого сечения из алюминиевых сплавов с уникальными физико-механическими свойствами.
Технология включает применение легирующих добавок и особый метод литья в электромагнитном поле с быстрым охлаждением. Это позволяет получить максимально однородную структуру металла. Сплав получается невероятно пластичным, при этом сохраняя прочность.
Можно, например, вытянуть его в тончайшую проволоку, сравнимую с человеческим волосом. Такая проволока чрезвычайно востребована в аэрокосмической технике. Любой современный летательный аппарат до предела насыщен электроникой. А это в том числе провода и кабели.
Эталонным материалом для них считается медь – у нее высокая электропроводность и превосходная пластичность, позволяющая изготавливать тончайшие жилки проводов. Но у меди есть жирный минус – это тяжелый металл.
Для самолетов и спутников это критически важно – здесь на счету каждый лишний килограмм. А в реальности речь идет о тоннах. Скажем, вес кабелей боевого истребителя – 5–7 тонн.
Если учесть, что алюминий весит в три раза меньше, чем медь, то понятно, какие огромные перспективы здесь открываются. Надо лишь добиться, чтобы конструкционные качества алюминиевого сплава не уступали меди. И в «НПЦ Магнитной гидродинамики» нашли это решение. Разумеется, основываясь на работах предшественников.
Так, в СССР технологией литья в электромагнитный кристаллизатор занимался ученый Зиновий Гецелев. Развал Советского Союза приостановил развитие этого направления. Красноярские ученые возродили его на новом уровне. У истоков технологии ElmaCast стоят, в частности, нынешний директор политехнического института СФУ Михаил Первухин и уже упомянутый Николай Сергеев – ведущий специалист в этой области.
Уникальный метод
Нам удалось увидеть уникальный процесс изготовления слитка из алюминиевого сплава и побеседовать с Николаем, который руководил этим процессом.
– Уникальность в том, что прямых аналогов метода нет, – рассказал Сергеев. – Несмотря на внешнюю простоту оборудования, это сложнейший технологический процесс, который полностью контролируется по температуре и скорости литья. Мы получаем сплав, представляющий сложную композицию легирующих компонентов.
По этому направлению защищены кандидатские и докторские диссертации. Наши сплавы востребованы во многих отраслях, в том числе в Росатоме и Росавиакосмосе. Например, с электрическими проводами, изготовленными из нашей проволоки, уже летает многоцелевой самолет-амфибия Бе-200.
В короткой публикации трудно рассказать о всех направлениях, в которых работает «НПЦ Магнитной гидродинамики». Тем более, и в этом есть уверенность, количество этих направлений будет увеличиваться. Ведь это всегда происходит там, где работают увлеченные, творческие люди. А пределы человеческого познания бесконечны.