Давным-давно, когда не было интернетов, творческие люди искали работу… даже не припомню, как мы ее искали. Да как придется. Уж точно не по объявлениям в газетах. С помощью сарафанного радио и личных связей. Художник вращался среди художников, журналист – среди журналистов. Так и находили.
Требования к соискателям вакансий были простыми – покажи свои работы, сразу станет ясно, профессионал ты или мимо шел… Слова «резюме» мы даже не знали. Художник должен был уметь рисовать, журналист – писать, музыкант – играть на своем инструменте.
Да и самих-то творческих профессий было раз-два и обчелся. Кроме перечисленных, кто еще? Режиссер, актер, редактор, дирижер, архитектор…
Сейчас в Интернете куча сайтов, множество страниц в соцсетях, где предлагается работа бездельникам, которые не хотят класть кирпич на стройке или стоять у станка. (Шучу. Деньги зря никому не платят – ни редактору, ни дизайнеру.) То, что там публикуется, хочется цитировать и цитировать.
«Коммуникационное агентство ищет человека, который готов стать джедаем digital-коммуникации. Свое утро он начинает с крепкого кофе и просмотра топовых роликов. Он не может удержаться от комментариев популярным блогерам, а вечер без тусовки для него прожит зря. Он настолько тонко развил свое чутье, что умеет чувствовать тренды и людей. Он на короткой ноге с ведущими блогерами, искренне интересуется блогосферой и digital».
Мечта, а не работа. Утром – просматривать видеозалепухи, развалившись у монитора с чашкой кофе. Днем – строчить комментарии, вечером – тусоваться… А главное – чувствовать тренды. Я их чувствую. Иногда на своей шкуре. Правда, не понял, за это будут платить или ты сам должен приплачивать работодателю?
А вот еще.
«Требуется ассистент руководителя. Соискатель должен любить принимать ночью горячие ванны, пить крепкий алкоголь, делать Белый Русский или Олд Фэшн. Хорошо, если кандидат воспринимает обсценную лексику в качестве экспрессии. Будет полезна любознательность насчет деприваций сна. Умение обращаться с Keynote и Pages – обязательно. Большим плюсом будет понимание рынка мобильной рекламы и таких терминов, как CPI, CPC, CPM, Fillrate».
Перевел бы кто-нибудь – чего они вообще хотят?
У художников, смотрю, нынче не жизнь, а малина.
«Требуется ведущий-художник в новый уникальный проект painyparty. Painyparty – это яркие вечеринки в барах и ресторанах Москвы, на которых участники с помощью красок и вина создают свои собственные шедевры».
Надо было учиться рисовать. Вином. Не все же его пить.
Большинство таких объявлений и сами названия новых профессий звучат как ритуальные песни племени мумба-юмба.
«Требуется копирайтер-журналист в тимбилдинг-агентство». «Набор шоураннеров». «Мы делаем развлекательный портал обо всем самом интересном, что происходит в мире и в Интернете: рассказываем о трендах, лайфхаках».
Требуются ресерчеры, event-менеджер, new-media директор, full stack web developer, front-end разработчик, моушн-дизайнер, сейлз, медиапланер, digital-маркетолог, erlang-разработчик, преподаватель скетчинга… И, наконец, «нам нужны шесть HR-ов!».
Шесть… кого, простите? Зачем вам столько?
Что делают все эти люди?
Вы не поверите – пишут, сочиняют, рисуют… В общем, творят. Простите, креативят.
То, что русский язык засоряется словами-уродцами, дело десятое. В конце концов он все переварит, ненужное отсеет. Да и чем занимается этот народец, тоже при желании можно понять, если погуглить. Например, скетчинг – это быстрый рисунок. Преподаватель рисунка им нужен. Моушн-дизайнер делает ролики с движущимися картинками и буквами. Что-то вроде мультипликатора. Event-менеджер организует праздники, ресерчер – специалист по подбору кадров. Ну а лайфхаки – полезные советы. Эх, устроиться бы специалистом по полезным советам. Это вам не мешки ворочать.
Не подумайте, что я махровый ретроград, который пишет свои заметки гусиным пером. Все понимаю: новая цифровая эпоха не может и не должна быть похожа на эпоху пишущих машинок и линотипов. Дивный новый мир принес свои новые дивные реалии, в которых ты обязан разбираться, если хочешь быть, прости господи, в тренде.
И все же есть у меня надежда, что умный работодатель по-прежнему оценивает художника по умению рисовать, а журналиста – по его заметкам. А как по-другому? Иначе наступит сплошной ресерч.
Фото: pixabay.com