«Красноярскнефтепродукт» – крупнейшая в крае сеть нефтебаз и автозаправочных станций. Шутка ли – 14 нефтебаз и 170 заправок фактически во всех районах края, стратегически важная для региона компания: именно она обеспечивает наш Север топливом. Но вместе с тем и объект повышенной опасности – только на нефтебазе в Заозерном хранится около 10 тысяч кубометров топлива. Именно там произошла чрезвычайная ситуация – утечка нефтепродуктов. Хорошо, что это были только учения, но и они показали, что к реальному ЧС сотрудники компании готовы.
Действовать не по шаблону
Нефтебаза в Заозерном – ключевой объект Рыбинского филиала АО «Красноярскнефтепродукт», от нее «запитаны» 18 АЗС, расположенных в Зеленогорске, Бородино, Заозерном, Уяре, на территориях Рыбинского, Саянского, Уярского, Партизанского и Ирбейского районов. Ежегодно через нефтебазу проходит около 50 тысяч тонн топлива, которое поставляется по железной дороге через станцию Заозерная. На территории нефтебазы есть резервуарный парк – это 12 огромных емкостей вместимостью от 700 до 1 тыс. кубометров топлива. Именно в одной из них, по легенде учений, обнаружилась течь.
Учения в компании проводятся дважды в год – обязательно зимой и летом, чтобы работники были готовы и в мороз, и в жару. В этот раз погода не подкачала: под нещадно палящим солнцем работник нефтебазы делает обход резервуаров, в одном из них, помеченном для учений крестом, и обнаруживается утечка. Не успев перекрыть задвижки запасного резервуара, мужчина теряет сознание. И это очень опасный признак тяжелого отравления парами бензина: если пострадавшего не вынести из опасной зоны, в которой вот-вот начнется возгорание, его здоровью будет нанесен существенный вред. Но сотрудники нефтебазы не теряют бдительности – не зря противопожарная безопасность на этом предприятии превыше всего: на вызов уже летят пожарные, скорая и спецбригада спасателей. До их прибытия к резервуарам, на случай ЧС окопанным землей, никто из сотрудников без специального обмундирования подойти не может – есть шанс также потерять сознание.
Первыми на место прибывают пожарные Заозерновского гарнизона. С момента вызова до появления на нефтебазе красной машины проходит всего 8 минут. Они оперативно разматывают пожарные рукава – загореться может в любой момент. Следом за ними тут же показываются машина скорой помощи и спецбригада спасателей.
– Конечно, для любого ЧС есть нормативы: как быстро мы должны приехать, что именно сделать первым – все это прописано, – поясняет спасатель первого класса Марк Скрябин, видно, насколько ему тяжело находиться в полной экипировке на таком солнце. – Но мы всегда действуем по ситуации, потому что и ЧС одинаковых не бывает. И чем ценны такие учения – ведь даже на них все может пойти не по плану. А после таких тренировок мы ко всему готовы.
Ответственность перед населением
Первыми к делу приступают пожарные: они должны обработать место розлива специальной воздушно-механической пеной, она закроет зеркало вытекших нефтепродуктов, снизит вероятность возгорания и уменьшит ядовитые испарения. После этого спецслужбы как можно быстрее пробираются с носилками к потерявшему сознанию человеку. В результате условно пострадавший работник нефтебазы спасен, ему измеряют давление и заносят на носилках в машину скорой помощи.
Тем временем работа кипит. Действовать нужно быстро, потому что при 30-градусной жаре счет идет на секунды, а остановить начавшийся в таких условиях пожар фактически невозможно. После того как все плотно залито пеной, на предполагаемую пробоину наложили специальный хомут-заглушку, силовые ремни (их образно называют пневмопластырями) и использовали пневматический домкрат, который за счет сжатого воздуха позволяет закрыть любую течь. По словам эмчеэсников, к моменту прибытия спецслужб топливо частично перекачано в резервную емкость, именно это позволяет уменьшить напор струи и спокойно восстановить целостность резервуара. Но на этом работа не окончена. Все вытекшие нефтепродукты откачиваются в специальные емкости и вывозятся за территорию КНП, чтобы потом утилизировать. Грунт, на который попало топливо, обрабатывается специальным сорбентом.
На операцию с момента обнаружения утечки ушло около часа. Все нормативы действий в таких ситуациях сотрудниками компании были соблюдены безукоризненно.
– Нефтебаза – это объект высокой опасности, – комментирует Владимир Привалихин, исполняющий обязанности директора филиала КНП «Рыбинский», он обязательно участвует в каждых учениях. – Здесь хранится большой объем топлива, есть резервуары и 700, и тысяча кубов. Учения проводим постоянно, чтобы мы могли вовремя оценить нежелательные условия и быстро ликвидировать любое ЧС. И такая тренировка – во главе угла. У нас же рядом жилой сектор, мы должны обеспечить безопасность этих людей, свою безопасность и безопасность тех, кто ликвидирует ЧС.
Безопасность собственных сотрудников всегда была приоритетной задачей АО «Красноярскнефтепродукт», сейчас на предприятии в крае трудятся 1 531 человек – фактически один небольшой поселок по численности. И, пожалуй, это люди, которые знают о пожарной безопасности лучше всех в крае, здесь даже бывает, что курильщики бросают эту вредную привычку – на территории предприятия не должно быть ни одной зажженной сигареты. И судя по тому, что в компании есть люди, работающие по 20 и 30 лет, сотрудников это устраивает.
– На таких нефтебазах учения проводятся раз в три года, – подводит итог Людмила Арбузова, начальник штаба по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям АО «Красноярскнефтепродукт», именно это структурное подразделение в компании ответственно за противопожарное обучение. – На учениях мы пошагово прорабатываем действия, которые сотрудники должны предпринять в чрезвычайной ситуации: оповещение, сбор служб и сама ликвидация аварии. Для каждой операции предусмотрен свой норматив по времени. В этот раз есть небольшие недочеты, которые мы обязательно обсудим по итогу учений, но в целом нам можно поставить твердую четверку.
Четверка – хорошая оценка слаженной работы, и то, что команда «Красноярскнефтепродукта» немного не дотянула до «отлично» – тоже плюс, это означает, что штаб по ГО и ЧС в компании всегда находится в состоянии боевой готовности. Все выявленные недочеты будут обсуждать, на нефтебазе пройдет внеплановое обучение, и сотрудники будут готовы к ЧС до мелочей, которые в такой ситуации могут сыграть ключевую роль. Ну а следующие учения пройдут уже зимой в Канске.