Сравнение Цельсия с Фаренгейтом

Сравнение Цельсия с Фаренгейтом
Фото Олега Кузьмина

В столице края несколько источников данных информируют горожан об экологической обстановке. Это система мониторинга министерства экологии края, система наблюдений, развернутая учеными Красноярского научного центра Сибирского отделения РАН, сеть датчиков волонтеров проекта Nebo.Live, «Эковизор» красноярских «зеленых».

Вот только информация о состоянии атмосферы у каждой из этих систем разная. И зачастую, когда у общественников приборы «зашкаливают», государственные ресурсы показывают, что все нормально. Естественно, это вызывает и недоумение, и даже подозрения: не хочет ли кто-то затушевать экологические проблемы краевого центра?

Мы попытались разобраться в ситуации, опираясь на экспертные мнения и оценки.

Мониторинг с натяжкой

С точки зрения известного красноярского эколога, руководителя проектов Ассоциации экологических расследований Сергея Михайлюты, говорить о наличии мониторинга как системы в краевом центре вообще можно с очень большой натяжкой.

– Если мы обратимся к классической формулировке мониторинга, данной академиком Израэлем, то это наблюдение, оценка и прогноз, – говорит эколог. – Причем под словом «наблюдение» подразумеваются систематический долговременный сбор информации в течение ряда лет и анализ этой информации. Если пользоваться этим определением, то у нас действует только одна полноценная система мониторинга. Это федеральная сеть Среднесибирского УГМС. Отчасти можно говорить в этом смысле и о региональной сети министерства экологии.

Что касается сети Красноярского научного центра, то считать ее системой мониторинга будет некорректно – ни юридически, ни фактически.

Теперь обратимся к проекту Nebo.Live. Это инициативно развиваемая сеть наблюдений. Говорить о том, что это система мониторинга, тоже нельзя, потому что она не отвечает нужным критериям. Кроме всего прочего, в обоих проектах измеряется содержание в атмосфере только одного загрязняющего вещества – мелкодисперсной пыли, так называемых частиц PM 2.5. А у нас есть проблемы и с углеводородами, и с металлами в воздухе.

Ответственности не несут

Специалисты министерства экологии, в свою очередь, сообщают следующее:

– На территории Красноярска государственный мониторинг атмосферного воздуха осуществляют учреждения, имеющие лицензии в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях: ФГБУ «Среднесибирское УГМС» (государственная наблюдательная сеть) и подведомственное министерству КГБУ «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края» (краевая система наблюдений). Результаты данных измерений размещаются в открытом доступе на сайтах учреждений.

Необходимо отметить, что данные активистов (концентрация взвешенных частиц до 2,5 мкм), размещаемые на сайте Nebo.Live, фиксируются датчиками, не внесенными в реестр приборов измерения Российской Федерации.

Разработчики проекта на сайте информируют о том, что данные получены при помощи экспериментального оборудования, разрабатываемого для получения информации о загрязнении воздуха. Кроме этого, на своей странице в социальной сети «ВКонтакте» дают информацию о том, что:

  • создатели проекта не несут ответственности за неправильную интерпретацию данных;
  • текущий сбор данных не дает полной картины состояния атмосферного воздуха в городе Красноярске;
  • данные могут не соответствовать всем правилам контроля качества воздуха в населенных пунктах.

Можно, конечно, задать вопрос: ну и что? Пусть сети общественников не являются в классическом смысле мониторинговыми, а датчики не внесены в соответствующий реестр. Но это же не означает автоматически, что данные этих приборов не верны?

И приборы разные, и методика другая

Однако, как пояснил нам лидер красноярских «зеленых» Сергей Шахматов, вопрос о том, является измерительное оборудование профессиональным или бытовым, очень важен.

– Общественных сетей у нас три. При этом все они исследуют только одно загрязняющее вещество – пыль конкретных фракций РМ 2.5, – говорит г-н Шахматов. – Почему это происходит? Потому что мы, как все нормальные люди, придерживаемся рекомендаций Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Сегодня это «законодатель мод» с точки зрения оценки рисков заболеваемости от тех или иных загрязняющих веществ. С современной точки зрения, PM 2.5 – универсальный загрязнитель, интегрирующий в себе все остальные. Именно мелкодисперсная пыль адсорбирует опасные для здоровья человека вещества – и жидкие, и газообразные.

Но здесь есть проблема. Дело в том, что общественники пользуются бытовыми приборами, в том числе китайского производства, которые не стоят в реестре профессионального оборудования. Китайские сенсоры дают большую ошибку при разных температурных режимах. По паспорту при температуре ниже минус 20 они вообще не работают. Кроме того, эти приборы очень чувствительны к уровню влажности.

Иначе говоря, приборы общественников измеряют не только концентрацию мелкодисперсной пыли, но и концентрацию водяного пара. Поэтому природные явления, такие как туман или роса, будут восприниматься этими приборами как загрязнение. Этот технический нюанс объясняет, почему Nebo.Live или «Эковизор» показывают в сильную жару при парящем Енисее и неблагоприятных метеорологических условиях красную зону там, где профессиональные датчики PM 2.5 показывают зеленую или желтую.

Есть и другое, очень существенное, обстоятельство. Оно заключается в том, что общественные и государственные системы используют разные методики оценки воздействия на атмосферу. И результаты поэтому получаются разные. И сравнивать эти результаты между собой – это примерно то же самое, что сравнивать температуру в градусах Цельсия и Фаренгейта, не зная, как одно переводится в другое.

Таким образом, заключает Сергей Шахматов, объективную информацию о состоянии окружающей среды можно получить, изучая данные из всех возможных источников – и неофициальных, и официальных. Тем более что, по его мнению, краевая сеть экологического мониторинга входит в число лучших региональных сетей России и продолжает развиваться.

По информации министерства экологии края, на автоматизированных постах краевой системы наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха обеспечивается измерение массовых концентраций до 16 загрязняющих веществ в автоматическом непрерывном режиме. Это оксид и диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода, взвешенные частицы до 2,5 мкм, взвешенные частицы до 10 мкм, бензол, толуол, хлорбензол, о-ксилол, сумма м-, п-ксилолов, этилбензол, стирол, фенол, аммиак, сероводород.

Кроме того, до шести загрязняющих веществ определяются путем отбора проб с последующим анализом в лаборатории. Это такие опасные вещества, как гидрохлорид, гидрофторид, твердые фториды, свинец, формальдегид и бензопирен.

В перечень входят вещества, которые являются основными в составе промышленных и транспортных выбросов, а также выбросов от автономных источников теплоснабжения.

А в целом аналитическая лаборатория КГБУ «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края» может выявить 480 загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, промышленных выбросах, сточных и природных водах, отходах и почве.

Казалось бы, при такой аналитической мощи зачем нужны сети общественников с единственным PM 2.5? Наверное, затем, чтобы не давать нам забывать об экологических проблемах, которых на самом деле очень много.

СПРАВКА

Один из основных загрязнителей воздуха, мелкодисперсная пыль, оценивается по размеру частиц пыли, который измеряется в микрометрах (мкм, миллионная часть метра). Таким образом, PM 2.5 – это обозначение частиц, размер которых не превышает 2,5 мкм. Специалисты оценивают также содержание в воздухе частиц пыли размером до 10 мкм – это фракция PM 10. Частицы столь малых размеров свободно проникают в организм человека, в том числе кровеносную систему, и оказывают вредное воздействие на здоровье как сами по себе, так и за счет «прилипших» к ним других опасных веществ.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт