Срочно выкинуть из аптечки!

От части устаревших препаратов больше вреда, чем пользы

Срочно выкинуть из аптечки! От части устаревших препаратов больше вреда, чем пользы
Фото: Олег Кузьмин

Один из федеральных телеканалов недавно показал резонансный сюжет: водителя лишили прав за вождение в состоянии наркотического опьянения. В его крови обнаружили вещество фенобарбитал. Но оказалось, что мужчина всего лишь за несколько дней до проверки автоинспекторов принимал корвалол. И фенобарбитал – компонент этого лекарства. О том, что у вещества длительный период выведения из организма, врачи знают. Как и о том, что это лекарство, применяемое уже несколько десятков лет, безнадежно устарело и рекомендуется к использованию лишь в редких случаях. А какие еще препараты пора выкинуть из аптечки? Этот вопрос мы задали Ольге ВЕСЕЛОВОЙ, кандидату медицинских наук, доценту, заведующей кафедрой фармакологии КГМУ.

 

Вызывает аллергию

– Ольга Федоровна, многие так привыкли к корвалолу – особенно люди старшего поколения, что пьют его едва ли не каждый день – при любой стрессовой ситуации. Им тяжело поверить, что знакомое, еще «советское» лекарство специалисты уже давно списали.

– Раньше мы действительно часто рекомендовали корвалол или валокордин (препараты с примерно одинаковым составом, куда входят этиловый эфир альфа-бромизовалериановой кислоты и фенобарбитал) в качестве успокаивающего и спазмолитического средства при тахикардии, нарушениях засыпания, спазмах кишечника. Препараты доступные, но это не означает, что абсолютно безопасные лекарства. Даже когда применяются по назначению врача, они все равно могут приводить к побочным эффектам: головокружению, снижению концентрации внимания. Выводятся из организма очень медленно. Опасно не только длительное и регулярное применение фенобарбитала, пусть и в малых дозах, но и этилбромизовалерианат (этиловый эфир альфа-бромизовалериановой кислоты) также уже не является безобидным компонентом. При частом употреблении организм получает хроническую интоксикацию бромом: возникает апатия, депрессия, конъюнктивит, нарушения координации движений. А фенобарбитал, помимо угнетающего действия на центральную нервную систему, даже в небольшой дозировке повышает активность ферментов печени, что снижает активность некоторых лекарственных препаратов, принятых совместно с ним. Например, снижает эффективность контрацептивов. Зачем принимать то, что опасно, если у нас есть менее токсичные аналоги?

– Но и сейчас нередки случаи, когда скорая приезжает к пациенту с высоким давлением, и медик рекомендует выпить корвалол, причем сразу столовую ложку.

– Когда препарат используется врачом, это совсем другое дело. Для того чтобы снять излишнюю эмоциональность, которая может препятствовать эффективному снижению давления, для снижения частоты пульса врач может дать корвалол. А еще мы в фармакологии порой используем препарат, чтобы усилить эффекты других лекарств, которые сейчас даст врач.

– Читала, что и наш привычный анальгин тоже почти не назначается врачами.

– Было время, когда среди самых популярных препаратов был анальгин, который применялся как обезболивающее и жаропонижающее средство. И хотя он применяется в нашей стране более 80 лет, механизм действия его до конца не изучен, а побочные эффекты серьезные. Особенно опасен он для клеток крови: может приводить к агранулоцитозу (заболевание крови. – НКК). Может вызвать тяжелую аллергическую реакцию. Сейчас же фарминдустрия предлагает нам широкий ассортимент обезболивающих и жаропонижающих лекарственных средств с доказанной эффективностью, более безопасных.

– Может возникнуть вопрос: если препарат давно устарел, зачем его производят, а потом продают?

– Во-первых, не все, что продается, должно покупаться. И даже в фармации спрос рождает предложение. Ну и не все препараты с большой историей применения теряют свою актуальность. Они могут совершенствоваться, сохраняя свое старое название. Со временем может меняться спектр показаний к применению препарата. Так, например, аспирин более ста лет используется в медицинской практике. Но если раньше он применялся в основном как обезболивающее или жаропонижающее средство при простуде, то сейчас чаще как антиагрегационное (разжижающее кровь) средство, что необходимо при ряде сердечно-сосудистых заболеваний. Инновации в фармации позволяют совершенствовать лекарства.

Иммуномодуляторов не существует

– Раньше нередко назначался бисептол, а сейчас я читаю про то, что организм уже почти не реагирует на него…

– Бисептол – это комбинированное противомикробное средство, продолжает выпускаться, но у него значительно сузились показания для использования. Раньше он применялся как антибактериальный препарат широкого спектра действия при инфекциях верхних дыхательных путей, мочеполового тракта, а сейчас он является препаратом выбора только в особых случаях. Еще был у нас стрептоцид, тоже активно назначаемый. Но сейчас и у него показания изменились, и массово его уже не применяют. В настоящее время у него лекарственные формы только для наружного применения. Это связано и с большим количеством побочных эффектов, т. е. с токсичностью препарата при приеме внутрь. А с другой стороны, с низкой эффективностью, так как ранее чувствительные к нему микроорганизмы приобрели резистентность, и препарат уже не оказывает на них губительного воздействия.

– Антибиотики первого поколения, наверное, совсем потеряли свою эффективность.

– К сожалению, с течением времени резистентность микрофлоры меняется – она повышается. Если ранее в лечении бактериальной инфекции легких (пневмонии) для успешной терапии во всех случаях достаточно было пенициллина, то сегодня нередко встречаются формы бактерий, уже нечувствительные к этому лекарству. Требуются другие.

– Получается, когда вы учились в вузе, вам рассказывали совершенно о других препаратах?

– С тех пор в арсенале врачей осталась примерно треть из них. Фармакология – пожалуй, одна из самых динамичных разделов медицины. Мы еще очень многого не знаем. Изучение человеческого организма продолжается до сих пор. У нас очень много тайн в физиологии мозга, и когда мы их откроем – возможно, и подход к назначению существующих лекарственных препаратов, влияющих на центральную нервную систему, тоже изменится, от каких-то, возможно, придется отказаться, а на смену им придут другие. Когда я была студенткой, у нас была основная задача –понять, как лекарства действуют на организм, изучить побочные эффекты, показания, противопоказания. Сейчас сложнее. Необходимо ориентироваться в десятках тысяч вспомогательных препаратов и БАДов, которые ты как доктор назначать не будешь, но они часто используются в самолечении пациентами и способны изменить эффективность и безопасность основных препаратов.

– Как нужно относиться к иммуномодуляторам? Многие мамы часто болеющих детей спешат в аптеку, чтобы купить что-либо «для поднятия иммунитета».

– Иммунная система еще недостаточно изучена, и самому ее корректировать, совершенно не имея представления о ее работе, ни в коем случае нельзя!

Вообще истинных иммуномодуляторов просто нет. Иммуномодулирование – это процесс, при котором при снижении определенных элементов системы повышают их до нормы и снижают, если они повышены. Но пока над такими препаратами только ведется работа. Мы сейчас ожидаем появления прорывных препаратов, влияющих на иммунную систему при онкозаболеваниях, – за ними будущее. То, что сейчас есть, может быть опасно при самолечении. Врач назначает препарат только после иммунограммы, которая покажет, какое звено выпадает – Т-клеточный иммунитет или В-клеточный. Без нужного обследования мы двигаемся на ощупь, не вполне понимая, к какому результату это приведет. Каждое применение препарата в данном случае – это своеобразный эксперимент.

– Сейчас в интернете можно найти немало табличек, где приведены лекарства и их дешевые аналоги: их распространители уверяют, что но-шпу можно спокойно заменить дротаверином, а вольтарен – диклофенаком. Якобы разницы никакой, а экономия существенная. Так ли это?

– Действующее вещество любого лекарственного препарата имеет свое название – это международное непатентованное название (МНН), и присваивается оно Всемирной организацией здравоохранения. Торговое название же присваивается фармацевтическими фирмами, производящими данный лекарственный препарат, их может быть много. Так, МНН – диклофенак, а торговые названия – вольтарен, ортофен и др. Это важно учитывать для профилактики передозировки препарата, так как под разными названиями можно принять одно и то же лекарственное вещество. Разные производители действующее лекарственное средство могут выпускать в своих лекарственных формах с применением веществ, необходимых для создания данной формы, улучшения вкуса, хранения и т. д. Таким образом, все препараты одинаковы по действующему лекарственному веществу, но разные по лекарственной форме и вспомогательным компонентам. В подборе лекарственных форм вам поможет врач или провизор. При выборе торговых наименований для рекомендаций вам доктор ориентируется еще на подтверждение терапевтической эквивалентности с референтным препаратом (т. е. с препаратом сравнения, который был хорошо изучен).

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного