Старший друг Который нужен каждому

Старший друг Который нужен каждому
Фото из архива благотворительного фонда "Счастливые дети"

Сейчас в крае около трех тысяч сирот. К сожалению, не все они попадут в приемные семьи – в детских домах много подростков, как раз их усыновители берут неохотно. Очень сложный период взросления у этих ребят приходится на детдом, в котором, как бы того ни хотелось, сложно строить доверительные отношения со взрослыми, трудно находить новые социальные контакты и в принципе учиться новому. Результатом становится страшная статистика: 90 % выпускников детских домов не доживают до 40 лет, 40 % связываются с преступным миром, 10 % заканчивают жизнь самоубийством. Но эту ситуацию можно хотя бы попробовать исправить, считают в благотворительном фонде «Счастливые дети».

«И дружба, и все на свете»

В небольшом зале краевого центра поддержки общественных инициатив понемногу собираются люди. Женщины разных возрастов, в основном молодые, рассаживаются полукругом и ждут – через несколько минут здесь начнется собрание потенциальных участников проекта «Детский дом: наставники и репетиторы». Этот проект, запущенный вместе с началом работы благотворительного фонда «Счастливые дети», – большая удача и настоящая находка нашего края. Аналоги существуют в Москве и Санкт-Петербурге 15 лет и в Новосибирске – как и у нас, около четырех лет. Вся остальная территория России – пустыня, в которой к детям из детских домов приходят, только чтобы подарить конфеты на праздники.

Программа наставничества – одна из первых в фонде «Счастливые дети», ее курирует Василина Степанова. Личная история Василины, связанная с детским домом, началась в 2011-м, когда фонда еще не существовало. Тогда студентка третьего курса филфака отозвалась на зов инициативной группы – в детском доме были нужны репетиторы по русскому языку.

– Я отозвалась на него, пришла в детский дом и обнаружила, что инициативной волонтерской группы уже нет, – вспоминает она. – А детей было много – и, кроме русского, им хотелось много чего еще. В первую очередь общаться. Я приходила с распечатками на пять человек, а прибегали еще 20 и говорили: мы тоже хотим. Постепенно пришлось привлекать друзей и знакомых, так появилась стихийная волонтерская группа.

Сейчас наставничество – это не совсем репетиторство. «Совсем не репетиторство», – поправляет Василина. Для детей важны не столько знания, сколько внимание. Пока в ребенке никто не заинтересован, он не чувствует, что кому-то нужен, он не будет развиваться. В детском доме, где мало воспитателей и много детей, даже самые замечательные сотрудники это чувство не могут сформировать. У них физически не хватает на это времени. И тогда на помощь приходят наставники из фонда.

– Наставник – это заинтересованный личный взрослый, только твой, – поясняет Василина. – Он работает с одним ребенком, хотя это не совсем работа – это и дружба, и все на свете.

Наставник – не потенциальный усыновитель

Пока мы общаемся с Василиной, подходит время начала собрания. В этот раз на него пришли 11 женщин. Так, по наблюдениям сотрудников фонда, чаще всего и бывает: сейчас в программе 91 волонтер, мужчин – единицы. Есть студентки, работающие, мамочки в декрете, многодетные, бездетные, предпенсионного возраста – абсолютно разные люди. Общее одно – желание общаться с детьми из детского дома.

Для волонтеров есть формальные требования: возраст от 18 до 60 лет, отсутствие судимости; здоровье должно позволять посещать детские учреждения. Но намного важнее другое: у человека должно быть свободное время, чтобы приходить в детский дом не реже раза в неделю по три часа. Кроме того, для волонтера важна эмоциональная устойчивость: воспитанники детского дома – это люди в ситуации утраты. Утраты семьи, привычного окружения, образа жизни. Нужно быть готовым воспринимать это адекватно. Поэтому в конце каждого собрания проводится развернутое психологическое тестирование – и часть людей отсеется после него. А сейчас на экране идет видео о наставничестве. В кадре взрослая женщина гуляет с девочкой-подростком. Они вместе читают, качаются на качелях, делают уроки. Обе улыбаются, чувствуется, что искренне.

– Очень хорошо, если удается поднять ребенку самооценку, – рассказывает в ролике наставник Оксана. – Мы находим в Интернете разные конкурсы, викторины и принимаем участие. Приходят важные для ребенка сертификаты, грамоты. Он получает признание – для детдомовца это очень важно.

Сложно описать, что именно делает волонтер. Учит с ребенком уроки, читает книги, ходит с ним на выставки и в кино – занимается всем тем, что в отчетных документах прячется за безликой «социализацией». Василина любит рассказывать трагикомическую историю о воспитаннике, который после посещения зоопарка пытался доказать своим друзьям из детского дома, что жирафы существуют. А 10-летние мальчишки и девчонки не верили – они думали, что это фантастическое существо из мультиков.

В программу принципиально не берут потенциальных приемных родителей. Сотрудники фонда считают, что это небезопасно и для ребенка, и для взрослого. Ребенок будет надеяться, что его заберут, а наставники не имеют доступа к конфиденциальной информации – медицинской, семейной, не знают о наличии братьев и сестер. Может получиться так, что взрослый привязался к ребенку, а диагноз такой, к которому человек не готов. И тогда он чувствует себя ужасно, а про ребенка и говорить не приходится.

– Дети очень чуткие, они начинают думать, что с ними что-то не так, – делится Василина. – Они думают: я настолько плохой, что никому не нужен.

Но, как всегда, исключения из этого правила есть – несколько наставников усыновили своих подопечных.

«Можно я буду к тебе приходить?»

У работников фонда есть своя статистика: из 10 человек, пришедших на первое собрание, до детского дома дойдут 1–2. И это неплохой результат.

Волонтеров всегда не хватает, хоть и не каждый ребенок хочет, чтобы у него был наставник. Наставники меняются, но есть и те, кто работает с 2011 года. Многие сохраняют контакт с детьми даже после того, как те покинули детский дом.

– Я хорошо помню свою первую девочку, ей было 13, мне – 19, – вспоминает Василина. – Я быстро оформила для нее гостевой режим: забирала на выходные и каникулы. У нас сложились теплые отношения. Ее забрали в приемную семью в другой город, но мы общаемся до сих пор, у нее уже есть ребенок. Наставничество – это такая долгая история. Ребята, даже у которых ты не был наставником, пишут, звонят, хотят прийти в гости. И для них очень важно, что ты готов их принять. Вот эта фраза – «Можно я буду к тебе приходить после выпуска» – очень важна.

В фонде есть программа сопровождения выпускников детских домов – тоже одна из важнейших. Сейчас в «Счастливых детях» работает мощная команда психологов, которая поддерживает волонтеров, помогает им преодолевать кризисы, разбираться в «психологии сиротства». Интересно, что многие пришедшие в фонд остаются в нем надолго, меняют свою жизнь, работу. Меняются сами.

– За время работы с ребятами в детском доме я научилась принимать людей, – делится в конце нашего разговора Василина. – Мы всегда чего-то ждем от человека. Есть его образ, роль, ожидаемое поведение. С детьми это совсем не работает. Ребенок в детском доме – загадка, которая будет удивлять бесконечно.

Справка

На все возникшие вопросы потенциальным волонтерам ответят по телефону 215-06-15. Истории наставников можно почитать на сайте фонда «Счастливые дети»

 

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

28 мая 2022
«Ваш счетчик не соответствует нормативам…»
Всевозможные аферисты не останавливаются в своих попытках заработать на доверчивых гражданах. Нередко пользуются проверенными способами обмана, например, рассылая якобы официальные документы от
Три четверти успеха
85 лет назад, 21 мая 1937 года, началась знаменитая советская экспедиция «Северный полюс – 1» под руководством Ивана Дмитриевича Папанина.
О настоящем и будущем Норильска
Вторая в мае сессия Законодательного собрания состоялась всего лишь через неделю после первой. При этом особый интерес вызывали вопросы о