По данным прокуратуры края, только за прошедшую неделю жертвами мобильного мошенничества в Красноярском крае стали 252 жителя. У доверчивых граждан выманили 51 миллион рублей. Всего с начала года от действий неизвестных преступников пострадали 4 553 человека. Им причинен ущерб более миллиарда рублей! Пришло время остановить мошенников и обезопасить людей, считают общественники. Необходимо ужесточать государственный контроль за денежно-финансовыми транзакциями физических лиц.
Всех берут в оборот
На круглый стол в Общественной палате Красноярского края вынесли действительно горячую для жителей региона тему – мобильное мошенничество. Несмотря на обилие информации о методах, применяемых преступниками для выманивания денег, все больше людей попадают на их удочку. Причем не только пенсионеры, но и представители бизнеса, которые, как говорится, на финансах собаку съели.
Криминогенная обстановка по этим преступлениям в крае очень сложная. За четыре месяца года возбуждено уже 3,5 тысячи дел о кражах и мошенничествах, совершенных с использованием IT-технологий. Это на 40 процентов больше, чем за тот же период 2022 года, – отмечает заместитель начальника Главного следственного управления ГУ МВД России по Красноярскому краю Дмитрий Шинкевич. – Основные способы совершения преступлений – через телефонные звонки с помощью подмены номеров – под видом списания средств с банковских счетов. Жертвами преступников становятся разные люди, но в основном мошенники концентрируют внимание на тех, кто склонен к накоплению денег, на пенсионерах. А также на жителях северных территорий, у которых большие зарплаты. Попадают в их ловушку и предприниматели. Недавно бизнесмен с ежемесячным доходом 500 тысяч рублей перевел мошенникам 12 миллионов рублей. Берут в оборот и работающих молодых людей, которым с большой вероятностью выдадут кредит.
По словам Дмитрия Шинкевича, сейчас мошенники активно используют различные схемы. Все еще в ходу легенда о родственнике, который попал в ДТП.
Еще один способ – привлечение кредитов под различными предлогами. Для этого активно используется взломанный сайт госуслуг или предложения поучаствовать в поимке нечестного работника банка, опередить мошенников, которые без ведома человека взяли на его имя кредит.
– Звонки совершаются с подменных телефонов, которые идентифицируются как банки, правоохранительные органы, службы безопасности, – поясняет Дмитрий Шинкевич. – В основном звонят в мессенджеры. Последние тенденции связаны с оформлением недвижимости. Если банки отказывают человеку в кредите, ему предлагается продать квартиру. Причем преступники быстро находят покупателя, оформляют договор купли-продажи в тот же день, и продавец тут же переводит средства через банкомат.
Мошенники, используя современные технологии, могут удаленно управлять купюроприемником через QR-код, указанный на банкомате (для этого просят попавшихся на их обман людей фотографировать банкомат).
Схемы известны давно
Все эти схемы давно известны, но люди продолжают попадаться на удочку преступников. Почему? Мошенники владеют методами психологического воздействия на человека, считает пострадавшая от их действий Ольга Соколова.
Я предприниматель, бизнес-аналитик, эксперт в разных сферах – подкованный человек, но мошенникам поверила, – рассказывает свою историю Ольга. – В феврале мне позвонили с официального номера телефона, представились следователем и попросили помочь в разоблачении мошенников в банке. Я знаю, что иногда следствие использует граждан для таких дел, и согласилась.
Ольга пошла в банк и взяла в кредит миллион рублей. Сфотографировала банкомат, как и просили звонившие, отправила им фото.
– Подхожу к банкомату, и происходит чудо – ячейка купюроприемника сама открывается. Мне осталось только положить туда деньги – сначала 200 тысяч рублей, затем 800 тысяч, – вспоминает женщина. – В тот момент я верила, что это действует Центробанк. Ну кто еще может дистанционно управлять банкоматом?
Никакого чека Ольге банкомат не выдал. Проглотил деньги – и все. Женщина позвонила в банк, ничего существенного ей не ответили.
– О мошеннической схеме в банке мне ничего не сообщили, только ответили: «Все равно кредит выплачивать будете», – говорит пострадавшая от мошенников. – А я хотела других предупредить, чтобы не попадались. Пришла в полицию написать заявление, а меня первым же делом обвинили в том, что я телевизор не смотрю. Мол, там каждый день об этих преступных схемах рассказывают. Но я не обязана смотреть телевизор или слушать радио, это банк должен позаботиться о безопасности клиентов.
И Банк России заботится в рамках своих полномочий, уверяет заместитель управляющего отделением по Красноярскому краю Сибирского главного управления Банка России Юлия Чаленко. Направляет в кредитные организации рекомендации о необходимости предупреждать клиентов о рисках мошенничества, размещать информацию об этом на различных информационных платформах, рассылать клиентам предупреждения в СМС и прочее.
Мы проводим работу по повышению финансовой грамотности, рассказываем о схемах мошенников, разъясняем и студентам, и пенсионерам, ведем статистику случаев перевода средств преступникам, разбираемся с каждым обращением по такому случаю, – говорит Юлия Чаленко.
Но этого оказывается мало. Каждый день к банкомату идет обманутый, который переводит крупные суммы неизвестному, позвонившему ему по телефону.
Нужны поправки!
И правоохранительные органы, и юристы-общественники, и пострадавшие уверены: звонки по подменным номерам совершаются из-за рубежа, и чаще всего с Украины. Туда же уходят и деньги, изъятые у красноярцев мошенническим путем.
– После того как я перевела деньги на неизвестный счет, мне пришло СМС-сообщение: «Мы рады, что так удачно развели тебя. Твои деньги пойдут на приобретение самоходной установки для Украины», – вспоминает Ольга. – Получается, нашими средствами финансируются военные действия противника!
Чтобы изменить ситуацию, защитить граждан России от преступной агрессии, необходимо внести изменения в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ, считают члены палаты правозащитных организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края.
Люди, которые пострадали от действий мошенников, в основном переводят деньги через банкоматы. И в этих поправках мы видим решение проблемы. Считаем, нужно ограничить число операций перечисления наличных от одного и того же лица через банкоматы, а также зачисление безналичных на интернет-кошельки, – поясняет председатель палаты правозащитных организаций Гражданской ассамблеи края, председатель региональной общественной организации Красноярского края по содействию защите интересов заемщиков Юрате Армонайтите. – Сейчас такого ограничения не предусмотрено. Но ведь должны вызывать подозрение у банка 325 перечислений денег через банкомат в течение дня от одной и той же заемщицы. Такой случай был в нашей практике: красноярка шесть часов ездила по городу в поисках разных банкоматов и вносила в них 3,5 миллиона рублей суммами по 15 тысяч. И все это время была на связи с преступниками. Говорит: если бы ей заблокировали хоть одну операцию, она опомнилась бы.
Также необходимо упростить получение информации из банка следователем, считает заместитель начальника Главного следственного управления ГУ МВД России по Красноярскому краю. В ситуациях с телефонным мошенничеством нужно действовать оперативно, а получить информацию из банка, через который ушли деньги, можно только по судебному решению. Нередко процедура растягивается на месяцы.
Такие поправки в нормативные акты можно внести только на федеральном уровне. Общественники решили действовать через краевое Законодательное собрание. Им проще выйти на коллег в Госдуме.