Снег старится и становится некрасивым – грязноватым, ноздреватым, слоистым. Он теперь больше похож на горную породу, чем на замороженную воду. Он облепляет, прослаивает и подавляет любые поверхности. И кажется, что он так лежал всегда, что мы так жили всегда. От этого тоскливо.
Конечно, конечно, придет весна, запоют птицы, пригреют ласковые лучи. И будем месить грязь и раздражаться уже по этому поводу. Ну а вдруг весна не придет? Вдруг глобальное потепление возьмет и обернется глобальным похолоданием? В некоторых фэнтезийных цивилизациях зима длится много земных лет, причем сколько точно – никто не знает. Кому-то везет, и он наблюдает оттепель дважды и трижды в жизни, а кто-то умудряется родиться и умереть, так и не увидев зеленой травы. Всякое бывает.
К чему я, собственно, это все?.. Ах да, модернизация. Ключевая тема для страны и края. Для страны – потому что, дескать, другой альтернативы нет. Для края – потому что в феврале, когда теоретически уже может начать пригревать и даже припекать, пройдет очередной (седьмой) экономический форум, посвященный этой самой модернизации. Так что мы еще минимум месяц до и месяц после будем об этом говорить, и тут уж, действительно, альтернатив немного: или о модернизации, или об «Аватаре».
Семь – кстати об «Аватаре» – цифра магическая. Семь Симеонов, семь слонов, семеро одного не ждут, у семи нянек дитя без глазу, один с сошкой – семеро с ложкой, семибанкирщина, семь раз отмерь – один раз положь… Готовые слоганы для дискуссий по отдельным направлениям. Про семь нянек – это, например, имеется в виду исчезающий малый бизнес, опекаемый государством. «Один с сошкой, семеро с ложкой» – это модель работы любой естественной монополии, которых у нас неестественно много. И так далее…
Возвращаясь к понятию альтернативы. Конечно, гибель в буквальном смысле слова нам не грозит. Да и кто эти «мы», не мешало бы разобраться. Государство погибнет? Во-первых, не факт, во-вторых, живут люди и без государства, в-третьих – свято место пусто не бывает. Одно государство, допустим, растает, другое вместо него появится. А там, глядишь, и бизнес расцветет. Сперва маленький, потом побольше.
Звучит несколько крамольно, понимаю. Поставим вопрос иначе: чем мы, то есть общество, готовы пожертвовать ради модернизации себя? Готовы ли мы к этому? Хотим ли? И те же самые вопросы касательно власти.
Причем реакцию общества представить особого ума не надо.
– А мы что, мы как все. Велите модернизацию, будет вам модернизация. Внедрим что скажете, метнемся куда покажете. Мы только за. Отраслевая система оплаты труда? Даешь! Но так, чтобы при этом все поровну получали и никому не обидно. Эффективная экономика? Кто же против-то, помилуйте. Только при этом оставьте нам социальные гарантии, субсидии, льготы, пайки и подачки, дайте старикам дожить, дайте молодым дышать, дайте среднему возрасту песню и смысл, потому что мы сами взять ничего не можем и не хотим. Брагу кушаем, век на щавеле. Скисли душами, опрыщавели.
Вопрос для власти: точно ли затеваемая модернизация будет в интересах населения? Может быть, в первую очередь, – в интересах самой власти? Пока она еще есть. Но тогда и относиться к этому надо как-то посерьезнее. Не назначать «главных по нанотехнологиям». Галочку поставили, отчитались… а ракеты не летают. А «солнечный кластер», который так по душе пришелся средствам массовой информации того же рыжего оттенка, – это даже в потенциале десятые доли процента от объемов производства поликристаллического кремния в какой-нибудь Канаде. Как говорил один эффективный менеджер, «и на этой табуретке вы собираетесь догнать Голливуд?»
Старый снег
Снега выпало много, его сгребли с дорог и забыли. А он опять выпал, его опять сгребли. Потом все прихватило морозом. В итоге возникла странная снежная архитектура: шапки на заборах и столбах, ковры на крышах, сугробы вдоль дорог.
Старый снег Снега выпало много, его сгребли с дорог и забыли. А он опять выпал, его опять сгребли. Потом все прихватило морозом. В итоге возникла странная снежная архитектура: шапки на заборах и столбах, ковры на крышах, сугробы вдоль дорог.