Сосед паркуется у подъезда, разбил огород под окном, строители «перекрыли» солнце высоткой… Читатели все чаще обращаются в редакцию с подобными жалобами – самостоятельно найти управу на автохамов или противостоять другим нарушителям они не в силах. Решить проблемы мешают правовой вакуум, позиция некоторых чиновников на местах или неразбериха в сфере градостроительства.
Сколько мерить в метрах?
Об одной из ситуаций рассказала наша читательница из Уяра: ее сосед по двухэтажному малоквартирному дому загоняет авто прямо к подъезду, построил гараж почти вплотную к жилью, да вдобавок разбил под окнами настоящий огород. Все подходы-подъезды к дому заблокированы. А если пожар? О неудобстве для пешеходов также никто не думает. Призывы ни к самому виновнику, ни к городским властям результатов пока не дали.
На самом деле подобных обращений в нашей редакции десятки, да и каждый из нас становился свидетелем подобных ситуаций. И если в районах такие случаи еще редки, то в Красноярске это практически массовое явление.
В краевом управлении ГИБДД сообщили, что дворы не являются сферой ответственности инспекторов. Навести порядок на придомовой территории можно с помощью своего ТСЖ или УК.
В случае грубых нарушений можно привлекать участкового. Эту информацию подтвердил и депутат Заксобрания Александр Глисков. По его словам, такие вопросы решаются на общих собраниях жильцов. Разметить парковку, отгородить пешеходные зоны – все это могут сами собственники квартир.
Однако как понять, нарушает человек или нет? Очевидно, с точки зрения здравого смысла загонять машину «носом в подъезд» или ставить на газон недопустимо. Однако где это прописано, существует ли какая-то норма по расстоянию, к примеру, от крыльца до авто? И как тому же ТСЖ или жильцам на собрании определить норму?
Ответы чиновников разного уровня картину не прояснили. Мы обратились в стройнадзор, откуда нас отправили в госэкспертизу и «Гражданпроект». В госэкспертизе вопросами расстояний не занимаются, в «Гражданпроекте» попросили написать официальный запрос.
В департаменте градостроительства мэрии Красноярска, куда мы первоначально позвонили под видом обычного гражданина, посоветовали прийти на прием. Заметьте, мы лишь просили пояснить, сколько мерить в метрах от автопарковки до крыльца или от дома до дома. При этом были согласны на отсылку к документу, а не личную консультацию. Уже почти официально нам как журналистам в этом же департаменте рассказали, что за все отвечает экспертиза, которая принимает дома, рассчитывает все расстояния и прочее. При этом никаких конкретных цифр нам не назвали.
Впрочем, уже известно несколько случаев, когда мэр Красноярска отменял ранее выданные разрешения на строительство домов из-за того, что в планах нет достаточного количества парковок, детсадов, высотка подпирает тот же садик или новые строения ухудшают экологию. А ведь экспертиза тоже когда-то давала добро на такие объекты! Какими нормами руководствовались эти специалисты?
Вот пример формулировки, объясняющей причину отмены выдачи разрешения на строительство одного из домов на улице Свердловской в Красноярске:
«…размещение новостройки планировалось внутри сложившегося микрорайона, в крайне стесненных условиях… в ней отсутствует расчет обеспеченности дошкольными и образовательными учреждениями будущих новоселов, а количество парковочных мест не соответствует региональным нормативам градостроительного проектирования Красноярского края».
По мнению Александра Глискова, подобное возможно из-за отсутствия четких правил и норм. Именно поэтому в краевом центре строители могут запланировать парковку для дома, до которой придется ходить полтора километра, или школу с детсадом, где не будет хватать мест всем детям окрестных домов. Примеров много: Солнечный, «насыпные» Белые Росы, Покровский…
Держитесь подальше
Мы направили официальный запрос в краевой минстрой. Попросили объяснить, какими документами регламентированы расстояния от дома до парковки, от дома до дома, что делать и к кому обращаться в случае нарушений. Чиновники готовят ответы – мы обязательно познакомим читателей с этой информацией.
Самостоятельно нам удалось найти в Интернете СНиП 2.07.01-81, в котором указано, что от дома до открытой парковки с вместимостью не более десяти автомобилей должно быть не менее десяти метров. Стоянка на сотню машин уже должна быть отдалена на 35 метров. Кроме того, обязательны проезды для пожарных машин, что значит – на тротуарах и вплотную к домам парковаться нельзя.
Вроде бы все точно и четко. Но хотелось бы, чтобы такая точность была и в действиях ответственных лиц, дающих разрешения. И хотелось бы знать, чем они руководствуются, принимая противоречащие этим правилам решения.