В правобережной картинной галерее Красноярского художественного музея имени В. И. Сурикова работает выставка «Поэзия акварели», посвященная 100-летнему юбилею Михаила Мишарина и 75-летию со дня рождения Михаила Бирюкова и Валерия Кудринского.
Акварель – одна из самых сложных техник в изобразительном искусстве. Она не прощает ошибок и не дает шанса что-то исправить. Нарисовать не шедевр, а просто что-нибудь внятное растекающимися по бумаге красками – вообще задача не из легких. А уж создать в этой технике художественное произведение, которое заставило бы людей остановиться перед ним в восхищении, – такое под силу только настоящим мастерам. Они умеют с помощью этой капризной техники создать и прозрачность изображения, и мягкость переходов, и палитру оттенков. А главное, передать настроение, свои мысли и чувства.
Сотрудники музея, которые готовили этот вернисаж, уверены, что мастерски выполненная акварель чем-то сродни хорошей поэзии, отсюда и название выставки. Они придумали интересную фишку: каждый посетитель может на входе в галерею сканировать QR-код и с помощью смартфона подключиться к аудиогиду. Ходишь по залам, рассматриваешь картины, а в наушниках звучат стихи Федора Тютчева, Игнатия Рождественского, Романа Солнцева, Анатолия Третьякова и других поэтов.
На выставке собраны работы, показывающие все возможности акварельной техники: этюды и станковые произведения, акварели, выполненные «по-сырому» и с использованием почти сухой кисти.
Гимн великой реке
Здесь Енисей иных морей сильнее!
Под незакатным солнцем корабли
В суровый океан из Енисея
Плывут с дарами северной земли.
Игнатий Рождественский
Талантливого красноярского художника Михаила Никифоровича Мишарина судьба не баловала. Родился в 1922 году. С юношеских лет мечтал стать профессиональным художником. Учился в художественной школе, перед войной успел принять участие в нескольких выставках в Красноярске, представляя в основном скромные пейзажные этюды. А в 1941 году грянула война, и Михаил стал курсантом военного училища. Получив лейтенантские погоны, отправился на передовую. Был командиром пулеметной роты, воевал на Западном фронте, участвовал в освобождении Польши, Пруссии, дослужился до капитана. После тяжелого ранения в 1945 году был демобилизован, возвратился в родной город. К сожалению, инвалидом, на войне потерял руку. Но искусство не бросил, много и упорно работал, сумел стать одним из признанных в крае художников.
Михаил Мишарин много работал в акварели. Умел передать почти неуловимые состояния суровой и величественной сибирской природы. У него быстрая и точная кисть, прекрасное чувство композиции.
Особенно много работ посвятил художник жителям Севера, речникам, Енисею. Он запечатлел его во все времена года и суток, в разных состояниях. Енисейские пейзажи Мишарина стали гимном великой сибирской реке. Один из самых частых мотивов в творчестве мастера – корабли, он очень любил их писать.
До последних дней своей жизни (ушел художник в 1996 году) Михаил Никифорович работал не покладая кистей. Его скромные, напитанные поэзией и чистотой холсты и акварели сохранились в фондах музеев, в частных коллекциях. Они до сих пор согревают души людей, пробуждают мысли и чувства.
Безупречно и филигранно
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Федор Тютчев
Эти строки великого русского поэта хорошо отражают дух некоторых пейзажей Валерия Иннокентьевича Кудринского. Если он берется на своих акварельных листах изображать эту «короткую, но дивную пору», то она там у него живет и дышит, слышно, как листья падают с берез.
Один из известнейших красноярских графиков, увенчанный всевозможными лаврами, наградами, титулами, Кудринский пользуется огромным авторитетом в профессиональных кругах, имеет целую армию поклонников и ценителей. Заслуженный художник России, член-корреспондент Академии художеств, мэтр, глыба. Он принадлежит к числу людей, которыми гордится Красноярский край.
И знатоки искусства, и обычные любители художественного творчества, видевшие работы Кудринского на выставках, безошибочно узнают его кисть среди тысяч других. Его стиль и авторская манера неподражаемы. Так, как Кудринский, не рисует больше никто.
Цикл его портретов Астафьева – это на века. Тот редкий случай, когда акварельные портреты знаменитого человека войдут в мировые анналы и займут там почетное место рядом с холстами, написанными маслом. Лик Пушкина мы знаем по портрету Кипренского, Достоевского – по работе Перова. А образ Виктора Петровича Астафьева останется в мировом изобразительном искусстве благодаря работам Валерия Кудринского. Я видел несколько таких портретов в разных коллекциях, в том числе знаменитый триптих с Астафьевым. И каждый раз это как будто встреча с живым писателем, с такой любовью Кудринский сумел передать образ гения из Овсянки. Писатель и художник дружили долгие годы.
О Кудринском написаны десятки статей, издано множество его альбомов, поэтому не буду здесь повторяться. Знайте одно – это большой художник. Нам повезло жить в одно время с ним. Поэтому если вы слышите, что где-то выставляются работы Кудринского, идите туда немедленно.
И они подарят вам светлую печаль, радость узнавания, пронзительный, прямо-таки осязаемый свет, любовь и доброту.
Валерий Иннокентьевич владеет всеми художественными инструментами и жанрами, но сердце свое давно отдал акварели, большинство его известных работ выполнены именно в этой технике. Глядя на них, всегда поражаюсь, как филигранно и безупречно умеет он обычной водяной краской передать состояние природы, детали пейзажа, перспективу, нюансы света, воду, небо и облака…
* * *
Держитесь, импрессионисты!
Таинственный свет бесконечный
бродил над землею с лесами,
над бездной, над речкою млечной –
и это мы видели сами.
Роман Солнцев
Работы Михаила Михайловича Бирюкова – отличный пример того, что акварель может быть не только нежной и утонченной барышней, которая вздыхает, глядя на закат из-под вуали. Она способна быть и бунтаркой в лохмотьях на баррикадах, как Жанна Д’Арк. Резкой, порывистой, даже безумной дамой – как Айседора Дункан, летящая в кабриолете в развевающемся шарфе. Или дерзкой, своенравной девчонкой, глядящей на всех чуть свысока, словно маленькая бронзовая танцовщица Дега.
Его акварели смелы, щедры и размашисты, здесь филигранность не ночевала – стиль очень своеобразный. Детали? Это вам не к Бирюкову – к фотографам. Цвет иногда бьет по глазам – так было задумано. Мазок широкий, сочный, переходы чаще всего резкие, контрастные, сочетание красок неожиданное, чувства – наружу.
Хотя художник умеет быть разным. Есть у него и мягкие работы, выполненные в приглушенной, почти пастельной гамме, особенно когда он пишет тайгу, свой любимый Кемчуг, деревню Жуковку зимой… А вот когда степные закаты в полнеба, то здесь – держитесь, импрессионисты! Сислей с Гогеном в гробу переворачиваются. Мне очень нравятся его бессюжетные работы – просто пятна и фигуры на холсте, такие зарисовки-настроения, где художник играет с палитрой. На этой выставке есть прекрасная работа с пионами – здесь и форма, и цвет. Бирюков – великолепный колорист.
Он никогда не работал в угоду богатой салонной публике, не пытался угнаться за рынком, конъюнктурой. И в этом его конек. Он может творить так, как видит и чувствует.
Любит делать акварелью мгновенные зарисовки с натуры, чтобы поймать состояние природы, которое длится, может, секунды. Художник, кстати, работает только на натуре, пленэр для него царь и бог. Недавно рассказывал мне, что пытался рисовать в мастерской, но надолго его не хватило: «Авангард какой-то получается».
Работы Бирюкова хранятся в музеях страны и мира, в том числе в Германии, Испании, Китае. Он участник множества краевых и всероссийских выставок. В свои 75 лет художник полон планов. Опять собирается в какую-то творческую экспедицию. Может, на Байкал. А может, опять в Туву или Монголию. Там закаты красные и сочные, как спелый арбуз.
Выставка «Поэзия акварели» будет работать до 17 июля по адресу: Красноярск, проспект им. газеты «Красноярский рабочий», 68.