В новейшей политической традиции принято оценивать итоги деятельности того или иного политика уже по первым ста дням его пребывания у власти. Конечно, многого за сто дней не сделаешь – потому и не скажешь; тем не менее какие-то контуры будущего уже прорисовываются достаточно явно. В литературе и кинематографе есть понятие синопсиса: это когда кратко излагаются сюжет и основной конфликт будущего произведения, а также явственно обозначается фигура главного героя. Полагаю, с главным героем все уже сто дней как ясно, а вот про фабулу мы поговорим подробнее.
Завязка: преемственность
Утверждению Льва Кузнецова в должности на сессии Законодательного собрания края предшествовали длительные, с интригой, обсуждения. Главной темой было: насколько преемник Хлопонина окажется достойным предшественника. Спустя непродолжительное время можно констатировать – тема исчерпала себя. Александр Геннадиевич Хлопонин не довлеет больше в сознании экспертов ли, граждан ли… Кузнецову больше нет надобности подтверждать верность «хлопонинскому курсу» – она очевидна; но есть нюансы.
Первый взмах
Традиционно от нового губернатора ждут если не кровопролитий, то хотя бы размашистых движений метлой, иначе говоря – масштабных кадровых перестановок. Таковых не произошло. Добавился новый вице-премьер – Виктор Томенко. Одно громоздкое министерство, ранее слитое из двух, вновь разделили надвое; другое лишилось министра, переведенного на работу не менее почетную, но менее обременительную. Да вице-премьер Котюков ушел на повышение в Москву, дав дорогу своему заместителю Роману Одинцову. Собственно, и все. Однако известно, что Кузнецов достаточно внимательно выслушивал пожелания депутатов, журналистов, бюджетников и многих других по поводу того, кто из правительства края работает эффективно, а кто вызывает нарекания. И не просто выслушивал, а задавал наводящие вопросы, требовал аргументов. Осталась мелочь: сопоставить с критикой со стороны собственные впечатления от работы с человеком. Кузнецов не торопится с кадровыми решениями, но, когда их принимает, можно не сомневаться: это его решение изменить или отменить не получится.
Так что уволенных чиновников, возможно, по осени считать придется.
Человек, который помнит детали
Одна из характеристик Кузнецова, бытующая в его ближайшем окружении: «Человек, который все помнит». И не просто помнит – он обращает внимание на каждую деталь и часто делает это достаточно жестко. В первые же недели после утверждения в должности Кузнецов предпринял ряд поездок по городам и районам края. Естественно, принимающая сторона действовала в привычной и простительной логике «показать лучшее, умолчать о прочем». Вот с «лучшим»-то и произошел затык. Совершенно неожиданно новый губернатор начал пробовать на зуб то, что ему преподносили в качестве пасхальных пряников для населения, – новые больницы, спорткомплексы, детсады, аэропорты… В Ачинске он обратил внимание остальных на порожки между помещениями хирургического отделения, задавшись вопросом: а как же каталки с больными эти пороги будут преодолевать? По воздуху? В Кежемской и вовсе задался вопросом, почему суперсовременное медицинское оборудование никого не обслуживает: «У нас получается, что все красиво, только непонятно, для кого. Мы прикрываемся бумажками вместо того, чтобы учреждение нормально функционировало». Практически ни один социальный объект не обошелся без критических замечаний: плохая вентиляция, устаревший проект, затянута передача на муниципальный уровень. Позиция губернатора: «За счет бюджета мы должны строить только современные объекты». Тоже, кстати, преемственность чувствуется.
Для себя «принимающие стороны» уже сформулировали принцип: если будешь перед Кузнецовым сильно хвастаться, он и придираться будет сильнее. Впрочем, если хвастаться нечем – хорошего тоже не жди. Власти Игарки теперь в курсе.
Основной конфликт
Кузнецов, как и Хлопонин, подчеркнуто «социально ответственен». Нельзя не заметить повышенное внимание, которое уделяется школам, больницам, бюджетной сфере в целом. Но ведь все это, по бюджетному определению, сфера расходования средств, а не их зарабатывания. Как Кузнецов планирует зарабатывать деньги? Есть ли тут какие-то принципиальные новации? Думается, трудно придумать что-то принципиально новое в Красноярском крае: на протяжении десятилетий здесь реализовывались масштабные в рамках не региона, а страны проекты стратегического значения, вокруг них возникала инфраструктура. Очевидно, что сегодня основная точка приложения усилий осталась прежней: это север края. Не случайно последняя и самая тяжелая поездка Кузнецова по краю была именно на севера. Золото, никель, нефть. Внутри этой формулы мы можем иметь определенную свободу маневра – скажем, в этом году краевой бюджет получит от Ванкора доходы, сопоставимые с налогами «Норильского никеля», но и сегодня рассчитывать на некие прорывы в иных сферах, не связанных с освоением природных ресурсов края, можно только в перспективе. Кузнецов это понимает. Задачи ближайшего времени он видит в коренном изменении быта северных территорий, принципа работы на предприятиях: «Мы должны честно себе сказать, что… основным местом проживания должен быть юг края, а на север люди должны приезжать работать». По мнению губернатора, именно так должна быть выстроена работа в Нижнем Приангарье – работать там будут люди, живущие в Канске, Ачинске, Железногорске, Красноярске… На эту же задачу будет работать развитие сети малой авиации и внутрирегиональных перевозок: «Доступность для нас является ключевой основой развития. Мы должны создать все условия для свободного передвижения людей и грузов как по территории Красноярского края, так и за его пределами».
Ну а дальше можно и об освоении арктического шельфа подумать…
И о высших сферах
Преобладающий тон в суждениях о Кузнецове: он не политик, он прагматик; он не политик, он хозяйственник; он не политик, он кто угодно, но не политик. Тут, конечно, смотря что понимать под «политикой». Например, за первые сто дней губернаторства Лев Кузнецов успел встретиться и с Дмитрием Медведевым, и с Владимиром Путиным, выступил с докладом на межрегиональной конференции партии «Единая Россия» в присутствии премьера. Как это скажется на будущем региона, трудно пока сказать, но в любом случае это означает поддержку всех уже реализуемых федеральных проектов.
В отношениях с краевой элитой Кузнецов ставит во главу угла требовательность и ответственность. Это для него главный критерий даже по отношению к соратникам из «Единой России», в которой он состоит и которую рассматривает в качестве одной из опор своих действий.
Очевидны уже и проблемы, которые придется разрешать в ближайшем будущем. Одна из них – это реформа высшего образования в крае. Неспроста за сто дней губернатор побывал в четырех основных университетах и лично принял участие в заседании краевого Совета ректоров. Кузнецов недвусмысленно порекомендовал вузам «опуститься на землю» – сиречь активнее применять свои научные разработки для развития экономики края: «Ваши научные достижения должны носить прикладной характер. Да, у нас есть поддержка научных разработок, но ключевая задача, чтобы наш мощнейший край мог быть сферой применения этих разработок». Тот же ГЛОНАСС, активно внедряемый на территории края, еще дорабатывать и дорабатывать. Кузнецов выделил те направления, в которых должны двигаться ведущие вузы края, чтобы приносить больше пользы гражданам: ориентироваться на реальную экономику, на существующий спрос на рынке труда, активнее использовать возможности долгожданной «автономки» – создавать на базе СФУ и СибГАУ малые предприятия, занимающиеся выполнением конкретных заказов, разработкой и внедрением инновационных технологий. Не секрет, что на этом пути можно встретить серьезное сопротивление консервативно настроенной части общества; тем не менее, мягко или жестко, это сопротивление должно быть преодолено. Как было сказано задолго до Кузнецова, «самые серьезные перемены – это перемены в сознании людей». А этот процесс, к сожалению, мало поддается формальной логике. Так что запасемся терпением…