Страдания американского инфанта…

Страдания американского инфанта…
Фото Александра Паниотова / cultura24.ru

18 марта в Красноярске открылся краевой фестиваль «Театральная весна». До 3 апреля зрители увидят 26 спектаклей, поставленных театрами со всего края, а также гостями из Санкт-Петербурга: три постановки привез в Красноярск государственный театр «Мастерская» с берегов Невы.

Наш корреспондент посмотрел два фестивальных спектакля.

Канский драматический театр привез на фестиваль спектакль по повести Чарльза Уэбба «Выпускник» – яркий, стильный, спорный. Он был показан на сцене Красноярского ТЮЗа. Режиссер-постановщик Дмитрий Лимбос, художник-постановщик Федор Шмелькин, оба из Москвы.

Американский писатель Чарльз Уэбб (1939–2020) вряд ли знаком массовому российскому читателю. Самое известное его произведение – роман «Выпускник», написанный в 1963 году, по которому в 1967 году был снят одноименный голливудский фильм с молодым Дастином Хоффманом.

Но фильм я не смотрел. Не стал делать этого и перед спектаклем, чтобы не смазывать впечатления. Хотя подозреваю, что Хоффман там прекрасен: говорят, именно эта картина сделала его знаменитым.

Канские актеры тоже очень талантливы. Упрекнуть их в провинциализме перо не поднимается, играют не хуже столичных звезд. Спектакль цепляет. О нем хочется говорить и спорить.

Главный герой, 21-летний Бенджамен, или Бен (актер Виталий Шумилов), возвращается в дом своих родителей после окончания колледжа. По этому случаю его отец устраивает вечеринку, на которую приглашает друзей семьи. В том числе мистера Робинсона с супругой (актриса Ирина Губарева). Миссис Робинсон по сюжету раза в два старше Бена. Но весьма привлекательна. Она просит парня отвезти ее с вечеринки к ней домой. И соблазняет выпускника. У них завязывается тайный роман, они начинают встречаться в отеле. А потом приезжает хорошенькая дочь Робинсонов Элейн (Ирина Лукахина), и наш выпускник в нее влюбляется.

 

Вокруг этого, собственно, и кипят страсти. Такой любовный пятиугольник: она, ее муж, их дочь, ее ухажер и оболтус, который не может разобраться во всей этой свистопляске… Первая неожиданность ждет зрителей, когда они только входят в зал. Их приглашают… на сцену! Кресла стоят ступеньками прямо там. А между ними дорожка, на которой и происходит действие. Актеры буквально валяются у тебя под ногами, изображая страсти. Рукой можно дотянуться. Бегают перед носом и за спиной.

Прием не новый, над бедным театром так уже не раз издевались. Сначала, конечно, чувствуешь себя непривычно. Как будто голый. Или словно подглядываешь за подглядывающими: зрители сидят лицом друг к другу, и ты видишь их реакцию на происходящее. Да и спектакль об интимном, а ты вроде как участвуешь в этом. Причем актриса то сядет на колени кому-то из зрителей, то попросит подержать бокал…

Но потом тебе это даже начинает нравиться. Актерам приходится играть честно – чувств и эмоций не спрячешь, малейшая фальшь на таком расстоянии видна. Возникает ощущение почти физической сопричастности к действию на сцене, то есть к искусству.

Отмечу, что сценические движения продуманы замечательно, видна рука хорошего режиссера. Очень к месту и внезапные переходы в режим «замедленной съемки». Свет и музыка безупречны.

Оригинально, без пошлости и натурализма решена сцена интимной близости героя и героини – никакой обнаженки, а между тем эротический накал на высшем уровне. Все передано только средствами актерской пластики.

И, наконец, о спорном.

Актеры, я подчеркиваю, играли великолепно. Режиссерскую задачу выполнили на пятерку. Зал часто смеялся. Но над чем?! Да над тем, какой тормоз этот 21-летний американский оболтус, который ведет себя как 14-летний подросток, когда его соблазняет взрослая женщина. В 21 год парень – уже мужчина. Во всяком случае у нас, в России: два года как из армии вернулся. А здесь – неловкий великовозрастный инфант, краснеющий от вида привлекательной женщины в бюстгальтере. В чем конфликт-то, а? Мужик спал с одной, потом полюбил другую? Боже, какая драма… Не верю.

Ладно, сделаем скидку на чуждый нам менталитет, 60-е годы прошлого века, пуританское американское общество… Чай, не про сибирскую деревню с ее свободными нравами писал Уэбб.

Мне спектакль запомнится. Пойду теперь кино посмотрю.

…и прекрасная «Калина красная»

Мотыгинский драмтеатр показал спектакль по Шукшину. Тоже на сцене ТЮЗа.

Если «Выпускник» с Хоффманом смотрели не все, то трудно найти в России взрослого человека, который ни разу не видел культовую ленту Василия Шукшина.

Режиссер и актеры понимали, что зрители будут сравнивать. Поэтому им пришлось сильно постараться, чтобы сделать что-то свое. И это у них получилось. Сюжет, разумеется, тот же. Но воплощение его – совсем другое.

К слову, текст, который произносят актеры на сцене, сильно отличается от киношного. Дело в том, что у Шукшина, как ни удивительно, нет повести «Калина красная». У него есть КИНОповесть с таким названием. А это совсем другое, там особая структура. Так вот, фильм – не буквальная интерпретация киноповести. А спектакль сделан как раз максимально близко к тексту киноповести. Поэтому, например, в знаменитой сцене с матерью Егора мы слышим совсем другой ее монолог. В кино, как мы знаем, были документальные съемки – Шукшин отступил от своего текста и взял в фильм настоящую старушку со своей судьбой.

Главный герой здесь – совершенно другое прочтение шукшинского образа. У него резковатый голос, какая-то блатная пластика, он читает стихи… Дерганый, неприкаянный, недоверчивый. И в то же время добрый, по-детски открытый, чуткий. Человек с обожженной душой, вдруг обнаруживший, что способен любить. Такой Егор Прокудин получился у Дениса Коновалова.

Анастасия Лалетина, сыгравшая Любу, очень точно почувствовала стержень своей роли – она такая, какой ее и задумал Шукшин. Играет как живет. Ей веришь. Я бы в такую влюбился с первого взгляда.

Театр дает больший простор для подтекстов, ассоциаций, режиссерских экспериментов, чем это позволяет плоское изображение на киноэкране. Снежанна Лобастова умело воспользовалась преимуществами «условнейшего из искусств». Здесь и неожиданные красные парики на «марухах» с «малины», и все заливающий тревожный и беспощадный красный свет в «бандитских» сценах, и одни и те же актеры, играющие в спектакле сразу несколько ролей. Совершенно уместны здесь танцы, которые держат нерв спектакля, и песня Визбора… Даже красные «бабочки» у шустрых официантов – не на шее, а… вместо усов. Эта маленькая деталь отлично работает на образ угодливых ресторанных халдеев.

Словом, его величество Театр здесь правит бал: живой, смешной, печальный, чарующий.

«Калина красная» – большая творческая удача труппы. Во всех залах спектакль проходит с неизменным успехом. Бессмертная шукшинская история и мастерство актеров – его слагаемые.

Фото пресс-службы фестиваля «Театральная весна»

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
3 мая 2024
«100 фактов об Астафьеве»: фронтовая дружба
«Где же вы сейчас, друзья-однополчане, боевые спутники мои?» – спрашивает герой лиричной и когда-то очень популярной песни. Астафьев знал ответ
Без рубрики
3 мая 2024
Северный морской путь – уникальная трасса во льдах
Северный морской путь (СМП) – судоходный маршрут в Российской Арктике. Его можно отнести к достопримечательностям Красноярского края. Ведь он не
Без рубрики
3 мая 2024
Как решилась проблема с отходами лесопиления в Канске
Канский район считается одним из ведущих в сфере лесопереработки края. Но районный центр стал известен на всю страну не своими