«Когда покупаю билеты на самолет или поезд, мне всегда предлагают оформить страховку, но я отказываюсь. Правильно ли поступаю? Значит ли, что в случае ЧП на транспорте (авиа, железнодорожный, автобус) мне откажут в страховых выплатах?»
Подобные вопросы поступают в редакцию регулярно. Поэтому сегодня рассмотрим данную тему подробнее.
Важно запомнить, что все перевозчики (авиакомпании, железнодорожники, автопредприятия) обязаны страховать жизнь, здоровье и имущество пассажиров. Эта страховка УЖЕ ВХОДИТ В СТОИМОСТЬ БИЛЕТА.
– В соответствии с федеральным законом № 67-ФЗ транспортная компания, работающая на рынке пассажирских перевозок, обязана застраховать свою гражданскую ответственность на случай причинения вреда здоровью пассажиров и их имуществу, – пояснили в пресс-службе Росгосстраха. – В случае травмы пассажирам общественного транспорта положена страховая выплата в размере до двух миллионов рублей вне зависимости от вины водителя. Размер выплаты страхового возмещения рассчитывается в процентах от страховой суммы в соответствии с нормативами, утвержденными постановлением правительства РФ № 1164, и зависит от характера, степени повреждения и локализации травмы. Например, за перелом бедра положена выплата от 80 до 300 тысяч рублей, за переломы конечностей – от 60 до 300 тысяч рублей в зависимости от места перелома и степени тяжести травмы. При этом минимальная травма – ушибы или ссадины – оценивается в одну тысячу рублей. В случае гибели пассажира страховая выплата, в соответствии с законом, составляет два миллиона двадцать пять тысяч рублей.
Застрахован и багаж. Необходимо только предоставить страховщику документ от компании-перевозчика, где будут зафиксированы дата, время и место происшествия, описаны обстоятельства. В случае принятия положительного решения пассажиру может быть выплачено возмещение в размере до 23 тысяч рублей.
Что касается дополнительных полисов, то в них входят риски, которые обязательная страховка не покроет: в их числе длительная задержка рейса, потеря багажа, невылет и т. п. Поэтому покупать полис или не покупать – каждый решает сам.
Помните только: компании нередко указывают на сайтах максимально возможную выплату, и это не значит, что после страхового случая клиент получит такую сумму. Так что нужно внимательно читать договор: какие условия, исключения, как считается выплата.
К примеру, вы дополнительно застраховались от задержки рейса. И действительно не вылетели вовремя. Когда обратились в страховую за положенными выплатами, вам отказали. А все потому, что в договоре было условие, которое вы не заметили: «если авиакомпания ранее, чем за сутки, предупреждает о переносе вылета, то страховым случаем это не считается».
Кстати, могут отказать в выплате и пассажиру, получившему травму, если во время путешествия он был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Предлагают компании пассажирам дополнительно застраховать жизнь и здоровье. В числе страховых случаев здесь и те, которые не связаны с транспортными перевозками, например внезапная болезнь или травма на отдыхе. Тогда по полису оплатят расходы на неотложную медицинскую помощь (пребывание в стационаре, операция, услуги медицинского персонала и т. д.), на транспортировку в клинику или на родину, включая медицинское сопровождение, а при самом печальном исходе – репатриацию тела к месту погребения. В списке предлагаемых услуг также оплата затрат на посещение заболевшего в клинике одним из ближайших родственников, организация и оплата возвращения на родину детей в возрасте до 15 лет, если они останутся без присмотра из-за болезни застрахованного, выплаты на медпомощь при спортивных травмах, услуги стоматолога и т. д.
Вариантов много. Главное, повторим, – внимательно читать договор, чтобы знать все нюансы, а их немало.