Ровесник нашего региона Владимир ЛЕНЧИК родился в 1934 году в далекой Киргизии. В возрасте трех лет он вместе с отцом, матерью, дедом, бабушкой и старшим братом оказался в Казахстане, в городе Джамбуле. Здесь произошла семейная драма. Отцу Володи, педагогу с двумя высшими образованиями, предложили стать директором школы-семилетки в селе Кременевка, расположенном между Джамбулом и Ташкентом. Дед пытался отговорить его – мол, зачем ты с семьей поедешь в такую глушь? А когда уговоры не подействовали, вспылил: «Ты больше мне не сын!» – и уехал назад в Киргизию.
Без скидок на возраст
В Кременевке Володя пошел в первый класс. Отсюда же ушел на фронт отец. И мальчишкам рано пришлось привыкать к нелегкому сельскому труду. Людей и техники не хватало, а хлеб был необходим воюющей стране.
В апреле учеба заканчивалась, потому что в мае уже всходили хлеба. И бригады школьников, невзирая на возраст, ежедневно выходили на прополку. А после уборки – на сбор оставшихся в поле колосков – все до единого необходимо было собрать. Работа заканчивалась в сентябре, иногда в октябре.
В Кременевке Владимир Ленчик проучился пять классов. Закончилась война. Вернулся отец. После тяжелого ранения он стал инвалидом и не мог больше преподавать в школе. Поэтому семья вернулась в Джамбул.
За тот ежедневный нелегкий труд в поле Владимир Григорьевич получил статус труженика тыла: собранные им колоски – тоже вклад в Победу.
Из геолога в кораблестроителя
Мальчишки оканчивали школу. И все чаще шли разговоры о будущей профессии. Володя с другом решили ехать в Алма-Ату, поступать в институт. Какой? Конечно же, политехнический и, конечно, на геологоразведку. Ведь в те годы «геолог» звучало так же, как десять лет спустя будет звучать «космонавт».
Но молодым людям не повезло. В союзных республиках разворачивалась кампания по подготовке национальных кадров. Поэтому в институт принимали казахских ребят даже с двойками по физике и математике. Владимир и его друг, сдавшие вступительные экзамены на четыре и пять, не прошли по конкурсу.
Приятели начали думать, что делать дальше, но тут встретили человека, который набирал абитуриентов из союзных республик в водные институты: ленинградский, горьковский, новосибирский. Он предложил неудавшимся геологам переквалифицироваться в кораблестроители. Ребята подумали и согласились.
Так в 1951 году Владимир Григорьевич поступил в Горьковский институт инженеров водного транспорта, где не только получил инженерное образование и профессию кораблестроителя, но и познакомился с будущей женой. Они дружили с первого курса, но, как серьезные студенты, откладывали свадьбу до завершения образования. Поженились только за полгода до получения диплома: предстояло распределение, и молодые люди хотели попасть в одно и то же место. О супруге своей Владимир Григорьевич вспоминает как о самом большом счастье, которое подарила ему судьба.
Сибирь, река, лес
В 1957 году свежеиспеченного кораблестроителя направили в далекий Красноярский край. В Енисейске тогда работала судоверфь, которая занималась деревянным кораблестроением. Здесь строили деревянные баржи для перевозки леса. Суда весьма впечатляющие: длина более 80 метров, грузоподъемность – две тысячи тонн. Здесь же строили двухэтажные дебаркадеры для пристаней.
– Я начал работать в конструкторском бюро, – вспоминает Владимир Григорьевич. – Мне сразу говорят: раз ты инженер, давай проектируй. По моему проекту был сделан мелкосидящий танкер для наших малых рек. Лет пять назад мне рассказывали, что он до сих пор ходит по Ангаре.
Вскоре верфь получила дополнительный объем работ. В результате очередной экономической реформы Никиты Хрущева были образованы так называемые совнархозы. И если строители и ремонтники, работавшие с металлическими судами, остались в подчинении Министерства речного флота, то деревянное судостроение было передано совнархозам. Это привело к расширению производства товаров народного потребления.
Енисейская верфь начала заниматься не только строительством барж, но и лесопилением, домостроением. В частности, выпускались комплекты для строительства деревянных домов, вплоть до наличников, рам и дверей. Из такого «конструктора» сразу же после устройства фундамента собирали двухквартирный дом.
Вместе с веком
В 1966 году Владимира пригласили в горком партии. Там, как было принято в те времена, сказали: «Есть мнение назначить тебя главным инженером Маклаковского ЛДК».
– Предложение было неожиданным, – рассказывает Владимир Ленчик. – Одно дело судоверфь с двумя лесопильными рамами. А тут восьмирамный цех, комбинат, поставляющий продукцию на экспорт. Работников было тогда около 3,5 тысячи.
Спросил, есть ли время подумать.
Дали время – до завтрашнего утра, когда за новоиспеченным главным инженером должен был заехать директор Маклаковского комбината – легендарный Виталий Протасов, ныне почетный гражданин Лесосибирска. Так что выбора, собственно, и не было. В шесть часов утра начался первый рабочий день нового главного инженера.
Такой головокружительный поворот в карьере Владимир Григорьевич воспринимает как нечто вполне нормальное. Трудно ли было осваивать новое производство? Нет.
– В институте нас учили строительству любых судов из любых конструкционных материалов: металла, дерева, бетона, – поясняет он. – Инженерная подготовка была хорошей. Тем более что на судоверфи мы тоже работали с деревом. Приспосабливаться пришлось к таким вещам, как экспортные требования к пиломатериалам, номенклатура сечений. А производство – то же самое.
Впрочем, уже не то же самое. В это время активно стали внедряться средства механизации и автоматизации, заменявшие ручной труд. К примеру, когда Владимир Григорьевич пришел на комбинат, процесс распиловки выглядел так. Рамщик сидел на тележке и вручную регулировал изменение скорости в зависимости от плотности древесины, наличия сучков и тому подобного. Сейчас все это делает электроника.
А начиналось это именно в 60-е. За внедрение новых технологий Владимир Ленчик был направлен в Москву на ВДНХ, где получил бронзовую медаль выставки.
В 70-е годы Владимир Ленчик перешел на партийно-советскую работу. Был выдвинут председателем Маклаковского поселкового совета. А после образования в 1975 году города Лесосибирска стал заместителем председателя горисполкома.
В новом городе многое пришлось делать с нуля. Например, в срочном порядке строить грунтовую взлетно-посадочную полосу – город без аэропорта тогда трудно было себе представить. С заданием справились, а на память осталось фото встречи первого Ан-2, прилетевшего в Лесосибирск.