По данным Всемирной организации здравоохранения, еще семь лет назад Россия занимала четвертое место в мире по употреблению алкоголя. В среднем приходилось 15 литров чистого спирта в год на человека. Более свежие данные Минздрава РФ говорят о постепенном снижении тяги к выпивке – 11 литров в год. Но даже эта цифра серьезная, поэтому и антиалкогольные меры, принимаемые государством, становятся жестче. На уровне Красноярского края по поручению губернатора ведется борьба с контрафактной продукцией. Эксперты рассказали «НКК» об эффективности принимаемых мер в регионе, в частности, противодействии теневому обороту алкоголя.
Выйти из тени
Роспотребнадзор представил печальные цифры: за 2014 год в Красноярском крае от алкогольного отравления умерло более 500 человек. По данным ведомства, в прошлом году в регионе был зарегистрирован 1 841 случай острого отравления в результате токсического действия алкоголя. В группе риска находится население в возрасте от 30 до 69 лет. При этом уровень отравлений на протяжении 2010–2014 годов в 1,5–1,9 раза превышал общероссийский показатель. Получается, что уровень алкоголизации идет на убыль лишь на бумаге. Насколько официальная статистика отражает реальную картину дел? Если, по данным правительства страны, производство и продажа легального алкоголя официально снизились, то нелегального в 2014–2015 годах стало больше.
По словам Анатолия Цыкалова, министра промышленности, энергетики и торговли края, на рынке действительно отмечается увеличение доли контрафакта. В Росалкогольрегулировании отмечают: теневой оборот только растет. Его доля составляет половину общего объема производства. Зачастую нелегальную водку изготавливают на больших заводах, в «третью смену», то есть практически подпольно, чтобы продать дешевле и не платить налоги. Красноярский край не является исключением: контрафакт присутствует в ларьках, магазинах сельской местности. Нужно отметить, что крупные розничные сети не связываются с контрафактом, работают только с проверенными оптовыми поставщиками продукции.
Для борьбы с подделками в регионе по поручению губернатора края Виктора Толоконского ведется работа по нескольким направлениям. Вовлекаются участковые, главы муниципалитетов. В министерстве промышленности, энергетики и торговли создан отдел, который усилил ведомство функцией административного контроля за оборотом алкоголя. Есть результаты работы горячей линии. За первый квартал текущего года на линию по номеру 8 800 700-02-83 поступило около 50 сообщений от жителей края. Многие из фактов подтвердились. По 28 случаям разбираются полицейские. Нарушителей штрафуют, владельцы павильонов лишаются лицензий на розничную продажу алкоголя, а также вообще могут потерять место.
Больше ограничений
Отравиться контрафактными напитками, наверное, нельзя. Это не суррогаты, они сходят с того же конвейера, что и легальный товар. Но дешевую водку покупают в большом количестве, низкая цена только привлекает зависимых людей. Поэтому говорить о том, что алкоголизация населения снижается, когда «из-под полы» можно купить бутылку за 80 рублей, преждевременно. Без решения экономической задачи – борьбы с контрафактом – проблему пьянства не победить.
Снижение потребления алкоголя, которое отмечает Минздрав РФ, не стало успокоительным лекарством для руководства страны. Наоборот, создана отдельная группа, которую возглавил вице-премьер Александр Хлопонин. Курирующий орган плотнее займется антиалкогольной кампанией. За последние годы принят ряд ограничительных мер.
Каждый год повышаются акцизы на алкоголь, что приводит к увеличению розничных цен на спиртное. Так, минимальная стоимость бутылки водки объемом 0,5 литра с 2009 года выросла со 100 до 245 рублей. Кроме того, вводится все больше ограничений на торговлю алкоголем по времени и в зависимости от местоположения торговой точки. Запрет торговать алкоголем в вечернее и ночное время действует в 68 регионах. Заметным для всех граждан стало ограничение рекламы пива. Выросли штрафы за продажу крепких напитков несовершеннолетним. Муниципалитеты исключают из продажи алкоэнергетики, которые буквально гробят здоровье нации. Депутаты Государственной думы рассматривают законопроект о штрафах за появление в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте. Он может возрасти до пяти тысяч рублей. Проект уже поддержан Правительством России. Пока реальное ужесточение коснется пьяных, отправляющихся в поездку на общественном транспорте. В самолете перебравшие граждане уже стали проклятием для всех авиакомпаний.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
В феврале 2015 года полицейские обнаружили большую партию нелегального алкоголя. Проверка проводилась по адресу: Красноярск, ул. Глинки, 37. На территории склада хранилось больше 4 тысяч поддельных бутылок. Полицейские нашли водку с признаками подделки марок «Березовая роща», «Березка ржаная», «Талка», «Пять озер», «Путинка», «Доктор Столетов», «Журавли», «Беленькая люкс» и других. А также коньяк «Дагестан», «Лезгинка», вино «Мускат розовый», «Портвейн 777». Пока образцы продукции проходят проверку на соответствие федеральных марок требованиям Гознака.
Лечиться принудительно
Эффективность запретительных решений широко обсуждается в прессе. Некоторые эксперты называют их полумерами, так как отсутствуют формы профилактики пьянства и алкоголизма – принудительное лечение. Возможно ли в реальной жизни применять к зависимым методы убеждения, пропагандировать умеренное употребление алкоголя или предлагать альтернативу «пьяной» жизни? Какой институт возьмет на себя столь ответственную роль?
Минздрав РФ недавно высказал позицию: возвратить систему вытрезвителей. Таким образом, Госдума может принять в рамках Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» положение о вытрезвителях. С точки зрения борьбы с пьянством вытрезвители не помогут. О том, что нужно возродить практику лечебно-трудовых профилакториев (ЛТП), говорят пока осторожно. В советское время учреждений с аббревиатурой ЛТП по стране было десятки тысяч. Способы лечения алкоголиков в них не выдерживали критики. Человек в воспитательных целях занимался примитивной трудотерапией (чистил улицы, разгребал свалки, рыл канавы). Основа метода лечения – запрет на спиртное. Ожидалось, что человек отвыкнет и забудет, как скучно и неинтересно жил раньше. То ли дело насыщенные дни в ЛТП! Пьяницы отбывали повинность, желание вернуться к свободе пития только укреплялось. Сегодня в психотерапии есть эффективные методики избавления от зависимости. Но и они не помогут, если применять их принудительно.
КОММЕНТАРИЙ
Олег ЗЛАКАЗОВ
к. м. н., секретарь регионального отделения Российского медицинского общества
– Проблема пьянства сложная, и она должна решаться комплексно. Меры нужны как государственного характера, так и медицинского. Я считаю, что ограничения доступности продажи алкоголя – эффективны. Они работают в других странах, и у нас тоже будет результат. Нужно продолжать борьбу с суррогатами, контрафактом, ограждать детей от алкоголя. Свобода потребления – пойти когда хочешь и купить что хочешь из алкогольной продукции – вредит обществу. Что касается снижения употребления напитков, закрытие пивного завода в Красноярске – тоже не показатель. Мы не достигли такого уровня снижения потребления пива, чтобы закрывались целые заводы. Корреляции прямой тут нет. С медицинской стороны помощь и содействие государственного здравоохранения необходимы. Алкоголизм – это проблема, как медицинская, так и социальная. Не думаю, что есть повод вспоминать советские технологии принудительного лечения. Любой врач-психотерапевт скажет, что действовать помимо воли человека – пустая трата времени. Залогом успешного лечения могут стать только воля и желание пациента. Чтобы люди в секты не попадали и в другие коммерческие общества, необходимы государственные программы помощи алкозависимым. Чтобы семьи не оказывались в тупике, а те, кто осознал проблему, могли получить качественную медицинскую услугу. Конечно, зависимость преодолеть очень сложно, но каждый должен иметь шанс воспользоваться современными технологиями лечения.