Начало настоящей весны жители северных районов ждут с беспокойством: закроются ледовые переправы, поплывет зимник. Вот и в Мотыгинском районе меняют знаки – во второй декаде марта через Тасееву и Ангару могут пройти машины с грузом уже не более 20 тонн. Потом растают десятки километров зимника Денисово – Устье, и дорога увеличится на несколько часов. В общем, чем дальше от краевого центра, тем больше ограничений – тем сложнее, но в то же время интереснее жизнь.
Не только золото
С пригорка села Рыбное открывается шикарный вид на Ангару: когда-то здесь стоял рыбинский острог – ровесник красноярского. И хоть кажутся эти северные земли чуть ли не краем света, обжиты они очень давно. Ученые нашли около четырех десятков стоянок первобытного человека, на высоких берегах Ангары – петроглифы, тут же находится Усть-Тасеевский культовый комплекс, часть которого – знаменитый тасеевский идол – самое северное в Азии каменное изваяние четвертого века до нашей эры. И чуть ли не единственное оставшееся в крае мужское изваяние. Найти его можно только с проводником – и это правильно, считают местные. Мотыгинский район знаменит не только золотом, о котором известно очень давно, но и историческими ценностями: они лежат в земле, хранятся на чердаках и в старых амбарах.
– Вот смотрите – это скифское кольцо, детское, – один из местных держит на ладони небольшое колечко с шишечкой на месте привычного камня. Такие подарки скифы делали сыновьям, когда те учились стрелять из лука – выступ позволял натягивать тетиву, не травмируя пальцы.
Рассматриваем другие находки: наконечники стрел, нательные кресты всех видов и размеров, мелкие предметы быта, монеты, включая сибирские копейки, которые чеканились при Екатерине II, бумажные деньги – они сейчас не влезут ни в один кошелек. Настоящие сокровища. И если местные энтузиасты используют все это, чтобы проводить занятия в школах, а со временем передают в Мотыгинский краеведческий музей, то пришлые так не церемонятся.
– Представляете, приходят в музей и у нас напрямую спрашивают: где можно покопать, – возмущается главный хранитель Мотыгинского краеведческого музея Галина Павловна Бурковская.
На стендах музея много редкостей: окаменелости – их сдавали сюда местные жители, надгробные плиты, которые были сброшены в Ангару с рыбинского погоста при церкви, раритетное издание «Капитанской дочки» 1891 года и рукописные Библии. Но главным сокровищем остаются люди: в музее, например, бережно хранят рукописи Ивана Ивановича Брауна, который преподавал немецкий язык в разных школах района, а в 72 года совершил одиночный велопробег от Мотыгино до Симферополя.
Не все попали в Мотыгинский район по своей воле: на его территории было много лагпунктов, после которых остались полузаброшенные кладбища – в Машуковке лежат латыши и литовцы, а дорога в Бельск проходит по еврейскому кладбищу. Говорят, по ней не любят ездить с грузом – обязательно будут поломки или аварии.
Но как бы цинично это ни звучало, именно с момента массовых выселений в Мотыгино начался новый культурный виток: первый любительский театр был организован в поселке аж в 1932-м. И сейчас поселковый театр пользуется большой популярностью – выезжает на гастроли в соседние деревни, в Красноярск, Москву. Как, впрочем, и музей, у которого есть выездные выставочные программы. И их очень ждут в самых маленьких деревеньках.
«Наши условия»
Главная задача местного руководства сейчас – привлекать в район как можно больше молодых специалистов, которые обосновались бы здесь надолго. При всех природных богатствах Мотыгино – промышленный район, в шутку его называют вторым Ванкором – столько здесь предприятий по добыче полезных ископаемых. Но там, где нет крупных предприятий, народ живет как раньше – охота, рыбалка, подсобное хозяйство. Сейчас в районе острая нехватка кадров, связанных с обслуживанием населения, все самое простое – парикмахеры, швеи, мастера маникюра. Нужна молодежь и в сфере образования. В медицине обновить кадровый состав получается. Два отделения – хирургию и гинекологию – в Мотыгинской районной больнице возглавляют молодые специалисты до 30 лет.
Алексей Кудрявцев, главврач больницы, с гордостью показывает гараж для скорых, который они «купили дешево, а собрали сами». Мотыгинец в шестом поколении, он даже не думает, что можно отсюда куда-то уехать. За те семь лет, что возглавляет больницу, удалось отремонтировать несколько отделений. Теперь, например, в хирургии туалеты есть во всех палатах. Для района, где большинство населения не имеет теплого туалета, это верх комфорта.
– При содействии губернатора мы приобрели лучший аппарат искусственной вентиляции легких, который может работать в наших условиях, – Алексей Викторович показывает реанимационную палату, в которой теперь можно оказывать весь спектр реанимационной помощи. – Раньше работали на аппарате 20-летней давности, и, конечно, для пациентов это было не так хорошо.
«Наши условия» – это, например, перебои со светом. Именно поэтому в хирургии обязательно стоит дизель-генератор. Если во время операции будет отключено электричество, больному смогут помочь. Сейчас в районе чуть больше 15 тысяч населения, которое обслуживает кроме районной больницы семь участковых и три ФАПа. Все они – первого звена – оказывают необходимую помощь и направляют сложных пациентов в специализированные учреждения. Если ситуация критическая, вызывают санавиацию, за год бывает вызовов по 50.
Здесь, как и во всем крае, следят за показателями рождаемости и смертности. Перекрыть естественную убыль удалось в позапрошлом году, в 2016-м уже не получилось. Ежегодно в райцентре рождаются около 200 малышей. Самой большой проблемой для района остается выявление онкологических заболеваний. И хоть на ранних стадиях она выросла, очень много запущенных случаев, которые протекают бессимптомно. Врачи сетуют на низкий уровень санитарной культуры: к населению даже в отдаленных уголках выезжают сотрудники поликлиники, но не все готовы обращаться к врачам. Еще одна проблема – туберкулез: в Мотыгинском районе показатели ниже краевых, но все-таки пять-шесть случаев в год выявляются. А недавно мотыгинцы остались без выездного флюорографа, это значит, что в отдаленных поселках невозможно пока провести такое важное обследование. Но его ждут в этом году, как и лапароскопическую стойку, чтобы проводить малоинвазивные операции. Молодые врачи готовы их делать.
«Будем жить»
– Сколько не было своего ФАПа, мы так страдали, – жители поселка Бельск собрались на открытие главного для них медицинского учреждения. Говорят, ждали этого лет 20 – не меньше. – Слава богу, теперь будем здоровые! Будем жить.
Бельск – типичный для Мотыгинского района населенный пункт: 276 жителей, в основном все пожилые. Раньше за лекарствами ездить приходилось в Мотыгино. Теперь здесь свой аптечный пункт, но главное – всегда можно замерить давление или снять ЭКГ – не гонять же скорую из райцентра. Фельдшера руководству удалось сманить аж из Дудинки. Для местных жителей это настоящий праздник: где есть ФАП, там надежда на то, что деревня будет жить.
Мотыгинский район, как и все северные территории, для сильных духом: проблем здесь немало. В самом Мотыгино долгие годы не могут решить вопрос с питьевой водой, у поселков бывают перебои с электричеством, постоянно случаются страшные пожары – все здания в основном деревянные, пожарные не всегда успевают быстро приехать, добраться из одной точки в другую – настоящее приключение. Но при этом долго прожившие здесь люди с большим трудом перебираются «в цивилизацию». Просто чем дальше от центра, тем ближе друг другу люди. А это дорого стоит.