«С первого дня войны кто по призыву, кто добровольцем ушел защищать Родину. Ежедневно рабочие направлялись на фронт. Оставшиеся трудились за десятерых. Помнится такой случай. Отработал я на станке 12 часов, сменщика нет. Ушел на фронт. А замену где найдешь? Сутки отстоял, двое, третьи подходят к концу. В голове звон, состояние почти бессознательное, но рабочее место не решился бросить. Дали мне 8 часов поспать, а потом вновь несколько суток работы.
Трудность положения усугубляло плохое питание. Кормили нас в деповской столовой негусто: блюда из турнепса, черемши и тому подобное. Хлеба выдавали мало, вкуса его не успеешь понять, пока ешь. Сутками не отходили от станков новички, хотели быстрее освоить профессию.
Многие имена уже забылись, но некоторые запомнились хорошо: Сергиенко, Монид, Жерябин, Богданова. Они перевыполняли норму в два раза. Мне, токарю 8-го разряда, пришлось поработать на станках всех марок. Производительность труда доходила до 300–400 %. Но трудились не ради денег, их почти не получали. Отпускные за пять лет ушли в фонд обороны. 15 000 рублей я отдал любимой Родине».
Из воспоминаний работника локомотивного депо станции Иланская Т. Е. Анисимова.
30 тонн угля за смену – вручную
«Открылся семафор, и мы тронулись в путь. Забралась я на тендер, а уголь настолько смерзся, что лопате не поддается. Пришлось брать в руки кайлу, долбить. Руки мерзнут, всю ветром пронизывает, но долбишь. Первое время от лома, кирки и лопаты ладони и пальцы покрывались волдырями. Сядешь на уголь, поплачешь и опять долбишь.
Иной раз за одну поездку по 20–30 тонн угля переворачиваешь. Сейчас самой не верится, что это можно было сделать девичьими руками. Поезда все шли воинские, литерные, все к фронту. Нельзя было стоять ни минуты лишней. Приедешь в оборотное депо в Уяр, пока экипируешь паровоз: вычистишь поддувало, зольник, переднюю топку, наберешь воды, оботрешь паровоз, ты и сама на себя не похожа, не чувствуешь себя. Доплетешься до постели и спишь как убитая. Ведь тебе, хрупкой девушке, всего лишь семнадцать».
Из воспоминаний Нины Авдуловой (Трояновой) – в годы войны работала помощником машиниста в Иланском паровозном депо.
Фронту отдавали последнее
В годы войны железнодорожники и члены их семей собрали для бойцов Красной Армии свыше тысячи пар валенок, 1 433 фуфайки и 387 полушубков, 1 366 теплых брюк, около четырех тысяч шапок и столько же пар перчаток, варежек и рукавиц, множество других вещей, так нужных бойцам на фронте.
Всего за годы войны красноярцы отправили на фронт 253 вагона с различными подарками. 78 путевых обходчиков отказались от оплаты за заготовку топлива и передали в фонд обороны сэкономленную сумму в 12 187 рублей. Коллектив ст. Зеледеево собрал за два дня 17 тысяч рублей на эскадрилью боевых самолетов.
В годы войны в крае исправно выходили как минимум две железнодорожные газеты – «Красноярский железнодорожник» и «За здоровый паровоз». Так в те годы называли паровоз исправный, ухоженный, все системы которого работают как единый организм.
Партийная печать (а другой не было) призывала к трудовым подвигам и к жизни ради победы над врагом, рассказывала об успехах железнодорожников. В то время иначе и быть не могло – все было подчинено единой цели.