«Сутками не отходили от станков»

«Сутками не отходили от станков»

«С первого дня войны кто по призыву, кто добровольцем ушел защищать Родину. Ежедневно рабочие направлялись на фронт. Оставшиеся трудились за десятерых. Помнится такой случай. Отработал я на станке 12 часов, сменщика нет. Ушел на фронт. А замену где найдешь? Сутки отстоял, двое, третьи подходят к концу. В голове звон, состояние почти бессознательное, но рабочее место не решился бросить. Дали мне 8 часов поспать, а потом вновь несколько суток работы.

Трудность положения усугубляло плохое питание. Кормили нас в деповской столовой негусто: блюда из турнепса, черемши и тому подобное. Хлеба выдавали мало, вкуса его не успеешь понять, пока ешь. Сутками не отходили от станков новички, хотели быстрее освоить профессию.

Многие имена уже забылись, но некоторые запомнились хорошо: Сергиенко, Монид, Жерябин, Богданова. Они перевыполняли норму в два раза. Мне, токарю 8-го разряда, пришлось поработать на станках всех марок. Производительность труда доходила до 300–400 %. Но трудились не ради денег, их почти не получали. Отпускные за пять лет ушли в фонд обороны. 15 000 рублей я отдал любимой Родине».

Из воспоминаний работника локомотивного депо станции Иланская Т. Е. Анисимова.

30 тонн угля за смену – вручную

«Открылся семафор, и мы тронулись в путь. Забралась я на тендер, а уголь настолько смерзся, что лопате не поддается. Пришлось брать в руки кайлу, долбить. Руки мерзнут, всю ветром пронизывает, но долбишь. Первое время от лома, кирки и лопаты ладони и пальцы покрывались волдырями. Сядешь на уголь, поплачешь и опять долбишь.

Иной раз за одну поездку по 20–30 тонн угля переворачиваешь. Сейчас самой не верится, что это можно было сделать девичьими руками. Поезда все шли воинские, литерные, все к фронту. Нельзя было стоять ни минуты лишней. Приедешь в оборотное депо в Уяр, пока экипируешь паровоз: вычистишь поддувало, зольник, переднюю топку, наберешь воды, оботрешь паровоз, ты и сама на себя не похожа, не чувствуешь себя. Доплетешься до постели и спишь как убитая. Ведь тебе, хрупкой девушке, всего лишь семнадцать».

Из воспоминаний Нины Авдуловой (Трояновой) – в годы войны работала помощником машиниста в Иланском паровозном депо.

Фронту отдавали последнее

В годы войны железнодорожники и члены их семей собрали для бойцов Красной Армии свыше тысячи пар валенок, 1 433 фуфайки и 387 полушубков, 1 366 теплых брюк, около четырех тысяч шапок и столько же пар перчаток, варежек и рукавиц, множество других вещей, так нужных бойцам на фронте.

Всего за годы войны красноярцы отправили на фронт 253 вагона с различными подарками. 78 путевых обходчиков отказались от оплаты за заготовку топлива и передали в фонд обороны сэкономленную сумму в 12 187 рублей. Коллектив ст. Зеледеево собрал за два дня 17 тысяч рублей на эскадрилью боевых самолетов.

В годы войны в крае исправно выходили как минимум две железнодорожные газеты – «Красноярский железнодорожник» и «За здоровый паровоз». Так в те годы называли паровоз исправный, ухоженный, все системы которого работают как единый организм.
Партийная печать (а другой не было) призывала к трудовым подвигам и к жизни ради победы над врагом, рассказывала об успехах железнодорожников. В то время иначе и быть не могло – все было подчинено единой цели.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание
Без рубрики
13 декабря 2024
Шахтеры не подведут!
Генеральный директор АО «СУЭК-Красноярск» Евгений Евтушенко выступил на сессии Законодательного собрания Красноярского края с докладом о деятельности угольных предприятий. Сегодня
Без рубрики
13 декабря 2024
Секрет высокого урожая – в мастерстве и умении наших аграриев работать на грани возможного
«День урожая» в Красноярском крае – праздник не только для сельчан, но и для нас, горожан. Ведь именно деревня кормит