Суэцкий канал России

Суэцкий канал России
Строительство канала, фото из МКУ «Енисейский районный архив»

Судьба Енисейска могла бы стать иной, если бы в XIX веке удалось реализовать грандиозный по масштабам замысел соединения рек Обь и Енисей судоходным каналом.

Впервые идея этого водного пути появилась еще в конце XVIII века. Реально же история Обь-Енисейского канала началась в 1800 году, когда были проведены первые изыскательские работы. Инженерные партии обследовали эти места в 1810 и 1814 годах, однако все проекты строительства канала были отклонены ввиду их неудобства и дороговизны. Лишь в 70-е годы XIX века началась практическая реализация дерзкого замысла. После экспедиции министерства путей сообщения России в 1878 году был составлен проект канала.

Первоначально он предполагал строительство 18 плотин и 29 шлюзов. Канал должен был позволить проходить судам длиной 44 метра, шириной 7 метров и грузоподъемностью 300 тонн. Однако вечная российская беда – недостаток средств – вынудила министерство существенно урезать проект. В окончательной версии канал мог пропускать суда длиной всего 20 метров и грузоподъемностью около 80 тонн. В этом случае судоходство было возможным только весной, а летом могли проходить только небольшие баржи до 8 тонн. Шлюзы были полностью исключены. В таком варианте стоимость работ оценили в 680 тысяч рублей.

Остатки Георгиевского шлюза, фото из МКУ «Енисейский районный архив»

Само строительство началось только в 1883 году. Руководил им начальник Томского округа путей сообщения барон Бьорк Аминов. О том, как 1 200 человек рыли канал в глухой безлюдной тайге, наверное, можно было бы написать роман. В 1888 году по Обь-Енисейскому каналу прошли первые суда – паровой катер провел баржу с грузом муки для енисейских приисков. И вот тут начала выясняться цена экономии. Уже первая баржа, двигаясь по каналу, задевала его берега. Отсутствие шлюзов позволяло использовать этот водный путь только в период весенней большой воды. Поэтому работы были продолжены и завершились лишь в 1893 году. За это время построили 14 шлюзов, а стоимость канала для казны возросла до трех миллионов рублей.

Однако гидротехническое сооружение, равное по длине Суэцкому каналу, эксплуатировалось всего 17 лет: с введением в эксплуатацию Транссибирской магистрали Обь-Енисейский путь стал никому не нужным.

Александровский шлюз Обь-Енисейского канала, фото из МКУ «Енисейский районный архив»

Правда, в течение XX века возникали проекты его восстановления, но до их практического осуществления дело так и не дошло. Разве что в годы Великой Отечественной войны енисейские речники, в связи с огромной загруженностью железной дороги, провели здесь два каравана с грузами на Обь.

Сегодня канал медленно разрушается, хотя в 1990 году он был признан памятником культурного наследия регионального значения. Но статус сам по себе не является охранной грамотой, а для поддержания сохранности этого колоссального памятника труда и инженерной мысли необходимы столь же колоссальные средства.

Обь-Енисейский водный путь ныне привлекает внимание туристов-экстремалов и этнографов, ведь по берегам его находятся села староверов, бежавших в глухую тайгу от преследований советской власти в 30-е годы.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
8 мая 2024
Путь героев
Петр В интернет-энциклопедии про него написано просто – мастер танкового боя. Но в детстве Петр из деревни в Дзержинском районе
Без рубрики
7 мая 2024
День Победы – до и после
Предлагаем вам проверить свои знания по истории Великой Отечественной – ответить на несколько вопросов, связанных с окончанием войны и Днем
Без рубрики
6 мая 2024
Нить, которую нельзя разорвать
Сегодня и участники спецоперации, и молодежь из патриотических клубов говорят: для них важна история Великой Отечественной войны, память о предках