Партнером проекта «Месяцы, опаленные войной» стали угольщики АО «СУЭК-Красноярск». В компании трепетно и с почтением относятся к памяти о страшных событиях военного лихолетья, помнят бессмертные подвиги тех, кто сражался на фронтах Великой Отечественной, приближал Победу в тылу, а вернувшись к мирной жизни, посвятил себя созидательному труду. В этой рубрике мы вспоминаем ключевые события войны и рассказываем о ее ветеранах, бывших шахтерах, первостроителях угледобывающих предприятий, жителях шахтерских городов Красноярского края.
31 марта 1943-го завершилась Ржевская битва
31 марта – знаковая дата для всей истории Великой Отечественной войны. В этот день в 1943 году победой Красной армии завершилась кровопролитнейшая Ржевская битва, проходившая в районе Ржевско-Вяземского выступа в 150–200 километрах от Москвы.
Ржев называли «воротами к Москве»: именно здесь немецкая армия рассчитывала восстановить силы и снова перейти в наступление. Но особое значение этой битвы в истории Великой Отечественной войны объясняется не только близостью к советской столице.
В официальной послевоенной историографии Ржевской битвы не было – ожесточенные бои 1942–1943 годов вокруг старинного русского города были вписаны в другие битвы и операции Красной армии: Московская битва, две Ржевско-Вяземские операции, две Ржевско-Сычевские… Но в народной памяти Ржев останется навечно.
5 декабря 1941 года началось советское контрнаступление под Москвой, врага отбросили на десятки километров от столицы СССР. Вскоре оно переросло в общее наступление Красной армии. 8 января 1942-го началась Ржевско-Вяземская операция. Враг отчаянно сопротивлялся, после приказа Гитлера удерживал занимаемые позиции до последней возможности. Бои на подступах к Ржеву, Сычевке, Вязьме приняли тяжелый, затяжной и крайне кровопролитный характер.
Ржевско-Вяземская операция проводилась в сложных погодных условиях, при превосходстве немецких войск в артиллерии и танках. А эвакуированные на восток советские военные предприятия только начинали налаживать производство. На фронте не хватало самого необходимого, порой в день на одно артиллерийское орудие расписывалось всего по два выстрела. Советские войска смогли продвигаться некоторое время вперед, приблизились к Ржеву и Вязьме, но намечавшегося разгрома группы армий «Центр» не произошло. Наши армии сами попали в окружение и были вынуждены с тяжелыми потерями пробиваться к своим.
С 20 апреля 1942 года Красная армия в соответствии с приказом Ставки Верховного Главнокомандующего перешла к обороне. Даже не реализовав главную цель операции, она смогла нанести поражение 16 дивизиям врага, продвинуться на запад на 80–250 километров, полностью освободить Московскую и Тульскую области, некоторые районы Калининской и Смоленской областей. Подвиг советских бойцов, павших подо Ржевом, останется в веках. Большинство историков едины во мнении: без Ржевской битвы не было бы перелома в войне.
Достойно воевал, честно работал
Город Ржев оставил незабываемую отметину в биографии Андрея Семеновича Заверухи. И хотя воевал он там раньше, чем началась Ржевская операция, но суровой окопной жизни хлебнул с избытком. Сражался храбро, попал в плен, бежал, вернулся на фронт. Освобождал Европу, Победу встретил в Вене. А после войны честно трудился на благо Родины.
Андрей Семенович Заверуха родился в селе Большие Ключи Рыбинского района Красноярского края. В тридцатые годы их большую и крепкую многодетную семью раскулачили и сослали в Томскую область, в поселок Черемушки. Труд там был каторжный – надо было разгружать баржи со шпалами.
Изучил я обстановку и в конце 1934 года сбежал оттуда, – вспоминал потом Андрей Семенович. – Прибыл на родину в Большие Ключи, через близких людей добыл справку, удостоверяющую личность, и укатил в Иркутск. Поступил в автотракторный парк помощником тракториста. Работал на посевной в Иркутске, выучился на слесаря-моториста, затем и на шофера полуторки.
Воевал в финской кампании, вернулся домой. Но в июле 1941-го сибирского шофера-механика Андрея Заверуху снова призвали на фронт, в Ярославль: на своем грузовичке он таскал пушки-сорокапятки.
В 1941-м его дивизия вступила в бой у Западной Двины, понесла огромные потери и с боями откатилась к Ржеву. После ожесточенного боя Ржев и города восточнее его пришлось оставить. Остатки наших войск были окружены и разбиты. Разрозненные группы солдат и командиры пытались выбираться из окружения кто как мог.
Наша маленькая группа из пяти человек, пробираясь к своим, попала в засаду к немцам, и нас взяли в плен. В канун нового, 1942 года, немцы отступали и пленных гнали на запад. В одной деревне они загнали нас в большой дом, крепко заперли, а сами справляли Новый год. Утром погнали дальше. Но мы, все пятеро, договорились совершить побег. И тут случай выпал, но трое струсили, а мы – командир орудия и я – бежали. Конвоиры были в голове колонны и сзади, снег глубокий, шли по лесу, колонна растянулась. Командир прыгнул в снег первым, я – за ним, и за деревьями залегли в снегу. Немцы с похмелья нас не разглядели, и мы, переждав колонну, стали пробираться к своим, – вспоминал ветеран. – Нас встретили не с распростертыми объятьями: арестовали и после неоднократных допросов и фильтрации отправили в Гороховецкие лагеря.
Из «проштрафившихся» сформировали артиллерийский полк, и рядовой Заверуха получил автомобиль «Студебекер», чтобы возить противотанковое орудие. Потом его как классного водителя направили в мехкорпус 53-го отдельного мотоциклетного полка. С этим полком он освобождал Украину, Молдавию, с боями прошел Румынию, Венгрию, брал Белград и Вену.
В боях за города Дьер, Шапрон, Вена с 27.03.45 по 13.04.45 года под огнем противника доставлял боеприпасы. Проявил доблесть и мужество, – написано в представлении к одной из наград солдата.
Он был награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За освобождение Белграда», «За взятие Вены», «За победу над Германией».
Но особенно ценил солдат десять благодарностей от Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина: за участие в успешно проведенных операциях по овладению городами Бендеры, Дьер, Печ, Зизенштадт, Измаил, портами Констанца, Варна и Бургас, укреппунктом Шопрон, а также за освобождение Белграда, пересечение границы Австрии и овладение ее столицей – Веной.
После демобилизации А. С. Заверуха приехал в Красноярск, работал шофером в «Красноярскстрое». А в августе 1947 года прибыл на строительство Ирша-Бородинского угольного разреза – на Бородинскую автобазу, где долгие годы трудился шофером, потом мастером.
На многих объектах есть доля моего шоферского труда, – с гордостью говорил Андрей Семенович. – Тогда вообще бездорожье процветало. Нелегкая была работа у шофера в те времена, малооплачиваемая, но привлекательная. Связав свою судьбу с автобазой, я и на заслуженный отдых пошел отсюда. Здесь, в Бородино, обрел семью, вырастил детей, внуков, правнучат дождался… Все было в жизни, все пережито, но как бы то ни было, я честно выполнил долг перед Родиной и в бою, и в труде, и тем доволен.
Публикация подготовлена по материалам книги «Герои войны – герои СУЭК»