Свидетельства духовного богатства

Свидетельства духовного богатства
Фото: Олег Кузьмин / архив gnkk.ru

Недавно в краевой каталог объектов нематериального этнокультурного наследия включили два уникальных ангарских объекта, которые ярко отражают местные традиции и самобытность.

Первым из них стал РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЗАПЕЧЕННЫХ ЕЛЬЦОВ – традиционного семейного рыбного блюда, широко известного в Кежемском районе и селе Ванавара Эвенкийского муниципального района.

Рецепт передается из поколения в поколение. Это часть культуры и образа жизни местных жителей, свидетельствующих о глубокой связи с природой. Дело в том, что рыба всегда играла ключевую роль в рационе ангарцев, присутствуя практически на каждом столе.

В местной кухне ее готовили в самых разных видах: соленой, с легкой ферментацией, жареной, запеченной, заливной, вяленой и копченой. Рыбу ловили не только мужчины, но и женщины.

Второй объект, не менее уникальный, – это ПОНЯГА. Поняга – неотъемлемая часть снаряжения охотника-промысловика, созданная для удобной транспортировки небольших грузов, необходимых на 1–2 дня. Этот компактный, легкий и прочный предмет крепится на лямках и практически не снимается в ходе охоты, оставаясь надежным спутником в таежных условиях.

Считается, что русские, прибывшие в Сибирь, позаимствовали понягу у эвенков. В селе Ванавара ее даже называют «эвенкийской дощечкой». Она получила широкое распространение среди охотников, что подтверждают экспонаты в Кежемском историко-этнографическом музее имени Ю. С. Кулаковой, где хранятся два образца, и в Красноярском краевом краеведческом музее, где представлено шесть экземпляров.

Найти и сохранить

Нематериальное культурное наследие включает в себя традиции, обряды, знания и навыки, которые передаются из поколения в поколение, формируя культурную идентичность народов. Оно отражает их духовные и культурные ценности, укрепляет связь с историей и сохраняет уникальность каждой этнической общности.

Согласно Федеральному закону № 402-ФЗ «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации», к этому наследию относят устное творчество, такое как легенды, сказания, пословицы и песни, а также традиционные формы исполнительского искусства – танцы, музыку и театральные постановки. Важную часть составляют обряды, праздники, ритуалы, знания и навыки, связанные с ремеслами, приготовлением блюд, охотой и рыболовством. Традиции, определяющие образ жизни, включая особенности жилищ, одежды и украшений, а также локальные языки и диалекты, дополняют этот перечень.

Сохранение нематериального наследия важно не только для формирования чувства принадлежности к культуре и передачи традиций будущим поколениям, но и для обогащения культурного разнообразия. Оно способствует развитию туризма, локального бизнеса и укрепляет национальное единство, содействуя гармонии между народами.

Для систематизации и популяризации наследия создается каталог объектов нематериального культурного наследия. Этот реестр содержит описания и характеристики объектов, ценных для этнокультуры, и делится на три уровня: муниципальный, региональный и федеральный. Каталог помогает фиксировать знания, поддерживать носителей традиций и делать культурное наследие доступным для исследователей, туристов и широкой публики.

Красноярский край – территория не только обширная, но и населенная огромным количеством разных народов – коренными жителями, потомками первопроходцев и переселенцев из множества регионов нашей страны. И у каждого народа есть свои нематериальные ценности. Поэтому краевой каталог объектов нематериального культурного наследия ежегодно расширяется.

Неведомые названия

В 2024 году каталог нематериального культурного наследия Красноярского края пополнился девятью уникальными объектами, каждый из которых по-своему отражает богатство и многообразие традиций региона. Помимо уже упомянутых запеченных ельцов и поняги, а также традиционных белорусских блюд из картофеля, здесь встречаются предметы и явления, названия которых знакомы далеко не каждому.

Одним из таких объектов стала ЭВЕНКИЙСКАЯ ИГОЛЬНИЦА «АГА», ИЛИ «ИНМЭРУК», – сакральный предмет, символизирующий женское начало. Эвенки бережно хранят игольницы, передавая их из поколения в поколение как знак преемственности и уважения к традициям.

Другой пример – ИШИМСКАЯ КАДРИЛЬ, бытовой танец, сложившийся в начале XX века среди переселенцев из белорусской деревни Ходунь. Белорусы оказались в Сибири благодаря столыпинской реформе. На новом месте они старались сохранить культурные традиции, которые связывали их с исторической родиной. Однако при этом перенимали что-то и у русских соседей. Как известно, кадриль – танец интернациональный. Ишимская кадриль стала синтезом танцевальных культур.

ЭВЕНКИЙСКИЙ ХЛЕБ «КОЛОБО» – простая круглая лепешка из пресного теста, приготовленная на костре, – имеет сакральное значение для охотников и кочевников. Он был важной частью походного рациона и основой выживания в лесу, где выпечкой могли заниматься даже мужчины.

Традиционные КРЕБЛИ, «визитная карточка» немцев Поволжья, репрессированных и переселенных в Емельяновский район в 1941 году, стали важной частью их рациона питания. Это повседневное блюдо из теста, простое и питательное, нечто среднее между пончиками и хворостом. Блюдо готовится из доступных ингредиентов и помогало вынужденным переселенцам выживать в те непростые времена.

КУМАЛАН, эвенкийский коврик из шкуры оленя или лося, использовался для защиты спины ездовых животных от деревянного седла. Этот предмет олицетворяет собой практическую мудрость кочевой жизни, где каждая деталь имела значение для выживания.

Если кребли – еда повседневная, то «ШМАНКАЛЕЧЕ» – булочка с двойной сладкой начинкой, популярная в деревнях Ирбейского района с компактным проживанием потомков немцев Поволжья, – праздничная выпечка. Этот рецепт передается из поколения в поколение, являясь частью кулинарных традиций немецкой диаспоры.

Каждый из этих объектов – живое свидетельство того, как разнообразные традиции вписываются в многонациональную культуру Красноярского края, создавая ее уникальность и самобытность.

Фото: Олега Кузьмина и из «Каталога объектов нематериального этнокультурного достояния Красноярского края»

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
20 марта 2025
День весеннего равноденствия 20 марта: традиции и особенности
Что такое весеннее равноденствие Весеннее равноденствие – это астрономическое явление, при котором продолжительность дня и ночи во всем мире становится
Без рубрики
20 марта 2025
Какой праздник отмечают 20 марта в православии
Сегодня, 20 марта, в православии почитается память священномучеников Василия, Ефрема, Евгения, Елпидия, Агафодора, Еферия и Капитона, которые несли апостольское служение
Без рубрики
19 марта 2025
Это наш «Сибирский характер»
Более 500 участников специальной военной операции подали заявки в краевую кадровую программу «Сибирский характер». Бойцы, доказавшие свою преданность России, могут