В краеведческом музее Большой Мурты можно узнать обо всех этапах становления территории. Сотрудники музея буквально по крупицам собирают и восстанавливают страницы истории.
Музей расположен в нескольких кабинетах старого здания райкома партии. Директор учреждения Сания Маматова мечтает о расширении и проведении полноценного ремонта – в запасниках еще много интересного, что можно показать. Тут и традиционные предметы быта, интерьера старых крестьянских домов, и обстановка кабинетов советских чиновников.
А если отремонтировать само здание – яркий образец сталинского ампира с лепниной в виде серпа и молота на стенах, сценками-барельефами из социалистической жизни, – музей превратится в настоящий памятник.
Отдельная экспозиция посвящена красному партизанскому движению. Дело в том, что на территории Большой Мурты крепостного права в чистом виде никогда не было, а потому воля ценилась превыше всего.
Именно поэтому в годы Гражданской войны с приходом колчаковцев, пытавшихся насаждать свои правила, отбирать нажитое и рекрутировать в армию, народ поднял бунт. В 1918 году в районе произошло крупное вооруженное восстание крестьян против белочехов Колчака.
Длительное время в лесах успешно действовал партизанский отряд Артемия Масленкина-Непомнящего. В разгар Гражданской войны им удалось на три дня освободить Большую Мурту, однако, когда на партизан были брошены крупные белогвардейские части, они отступили. Памятники на могилах красноармейцев есть практически во всех деревнях и поселках района.
Большемуртинская волость превратилась в отдельную административную единицу в 1913 году. В 1924 году переименована в район. Территория всегда была многонациональной – здесь проживают русские, татары, немцы и представители других национальностей. Одна из постоянных экспозиций музея – «Многонациональное разноцветье», на которой представлены костюмы, выполненные местными мастерицами.
Традиционно проводятся фестивали «Славься, земля большемуртинская!», «Лейся, песня русская», празднуется национальный татарский праздник Сабантуй.
Жена разведчика
Русская жена известного советского разведчика Рихарда Зорге Катя Максимова умерла в Большой Мурте при невыясненных обстоятельствах в 1943 году. Место захоронения и причины смерти до сих пор неизвестны.
Существует три основные версии гибели Максимовой: отравление, простуда и кровоизлияние.
Ее арестовали в 1943 году и дали пять лет ссылки. Зорге на тот момент уже был схвачен. Его повесили в Японии в ноябре 1944 года – он так и не узнал, что его любимой больше нет. Одно из предположений, почему жену разведчика сослали в Сибирь, – личная неприязнь Сталина к Зорге.
Серебряные струны
Когда-то в Большой Мурте был настоящий театр. В середине 50-х годов прошлого столетия здешняя труппа победила в краевом конкурсе, сыграв на сцене красноярской «Пушки». В качестве приза актерам достались профессиональный грим и актерский реквизит.
Сегодня в поселке хоть и нет полноценного театра, зато свой театральный кружок, собственный фестиваль авторской песни, несколько ансамблей и даже роковый open-air.
Звукооператор большемуртинского Дома культуры и идейный вдохновитель организации всех фестивалей Павел Войткевич рассказывает, что о проведении своего мероприятия впервые задумался в начале нулевых годов после посещения бардовского фестиваля в Выезжем Логу, посвященного Высоцкому.
– С тех пор у нас появились «Серебряные струны». Проводим ежегодно. В этом году будет уже в семнадцатый раз. К нам приезжают авторы-исполнители и коллективы из других районов, из Красноярска. Кроме того, мы и сами с ребятами часто гастролируем, посещаем фестивали в территориях края, – говорит Войткевич.
В перерывах между концертами и выездами за пределы района мастер репетирует с двумя взрослыми и двумя детскими коллективами.
У ребят своя звукозаписывающая студия. Расположена в подвале Дома культуры прямо под сценой. Условия отменные даже по меркам краевого центра – свои инструменты, аппаратура.
Единственное неудобство – когда начинается репетиция у танцевальных коллективов, запись приходится прерывать из-за шума. Войткевич мечтает со временем обшить стены звукопоглощающим материалом для чистоты и качества звучания.
В межсезонье Павел по традиции едет в отпуск – вот уже который год в конце лета – начале осени он идет работать комбайнером на уборочную. Музыкант говорит, что таким образом отдыхает душой.
Живые картины мастера
Большемуртинский район всегда славился своими богатыми лесными ресурсами. Потому любовь к деревянному зодчеству, тяга мастерить из живого материала у местных в крови. Андрей Викторович Прасков – известный всей округе мастер резьбы по дереву и неоднократный участник краевых фестивалей мастеровых.
Дом Праскова виден издалека. Резные картины – иначе их не назовешь – украшают забор, ворота, двери, окна. Здесь все от и до сделано руками Андрея Викторовича. Резьбой занимается для себя – на пенсии образовалось много свободного времени, и чтобы занять себя, стал вырезать.
Начало получаться, знакомые, которым дарил работы, посоветовали – да это ж золотая жила, у тебя талант, надо поставить «производство на конвейер». Прасков отмахивается – таким делом нельзя заниматься по заказу:
– Каждое произведение уникально. В картину я пытаюсь заложить какой-то смысл. Это ручная работа, а потому как на конвейере тут не получится.
Работает мастер либо на кухне, либо в мастерской. Особых условий не требуется – была бы ровная устойчивая поверхность да любимые инструменты. Всевозможных резаков у Андрея Викторовича не счесть – многие он сделал и закалил собственноручно.
В качестве «холста» использует как обыкновенную сосну, так и дорогой кедр, яблоню… Сорт древесины большого значения не имеет. Главное – идея. Однажды на выставке был случай: приходит посетительница и усаживается перед витриной с работами Праскова. Не сходила с места с час. К ней подошли поинтересоваться, не случилось ли чего. Отмахнулась – «не мешайте, я заряжаюсь». Пожалуй, это был один из лучших комплиментов художнику.
Фотографии Андрея Афанасьева