Своя правда до крайности довела

В поселке на севере региона семья стала бездомной

Своя правда до крайности довела В поселке на севере региона семья стала бездомной

Жилищный вопрос – один из самых важных в жизни человека. И квартирные проблемы приводят порой к социальным катастрофам. В истории борьбы за свои права жителя Северо-Енисейского района Николая Викторова (имя и фамилия изменены) есть одна суровая истина: мы живем в правовом государстве по его законам. А если ты считаешь иначе, тогда возможен финал в виде решения суда о выселении из единственного жилья и снятии с регистрационного учета. Что и произошло с Николаем. Чтобы не доводить дело до такой крайности, ему нужно было оформить документы на дом, где он был прописан с дочерью и внуками. Но у мужчины своя правда.

 

Ордер и ныне там

Николай Викторов обратился в редакцию «НКК» за помощью в решении своего квартирного вопроса. Он рассказал, что администрация Северо-Енисейского района выселила его из единственного жилья. Куда пенсионеру идти – на улицу? У кого просить защиты?

В беседе выяснилось, что история, к сожалению, вполне типична. Мужчина, проживая в доме с 1991 года, за все это время так и не оформил документы на право собственности. В итоге район признал его дом бесхозным имуществом и оформил в муниципальную собственность. Викторову направили документы на заключение договора коммерческого найма. Он отказался, считая все действия администрации района произволом:

– Я не раз обращался в администрацию, чтобы оформить жилье. Но мне не давали его приватизировать. А еще обещали снести дома как ветхие и дать новые квартиры в райцентре. В моем доме крыша держится на печной трубе, все старое. Дочка со мной не живет, переехала. Я один остался. В поселке ничего нет – ни почты, ни ФАПа, ни школы, ни садика. Никакой работы. Три улицы всего и человек 30 осталось. Как тут жить? И еще платить за это? Переселять, конечно, всех нужно.

Мысль о переселении здравая, но, несмотря на активное строительство жилья в районе, новых квартир на всех не хватает. Бараков и лачуг немало даже в Красноярске, что уж говорить об отдаленных территориях края.

Николай Викторов много лет назад получил в северном поселке от работодателя квартиру в бараке. По ордеру, законно. Через несколько лет жилье обветшало, и компания предоставила дом получше на соседней улице. Семья посчитала, что в новой квартире можно жить по старому ордеру.

Тяжба продолжается

Николай утверждает, что ему чинили препятствия с оформлением недвижимости. Председатель сельсовета п. Новая Калами, куда входит несколько населенных пунктов, Светлана Власюк заявляет – это не так:

– Он хочет доказать какую-то свою правоту. Обвиняет администрацию района во всех грехах, будто мы утаиваем документы. Да, он почти 30 лет жил в квартире и считает своей собственностью. Но не предпринимал попыток ее оформить. Жилищный отдел администрации района предлагал ему заключить договор коммерческого найма. После отказа мы вынуждены были подать в суд иск о выселении.

Решение районного суда однозначно: ответчик Викторов «подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения и, как следствие, снятию с регистрационного учета…».

Выселение – крайняя мера, если речь идет о собственниках жилья. В случае проживания на птичьих правах квартиры можно лишиться запросто.

Согласно поправкам в закон о госрегистрации прав на недвижимое имущество, до 1 января 2018 года бесхозных объектов недвижимости в муниципалитетах быть не должно. Власти на местах обязаны провести полную инвентаризацию и, если обнаружат дома без документов, оформить в собственность муниципалитета. Цель закона ясна: в стране миллионы незарегистрированных объектов, которые выпадают из налогооблагаемой базы. А потому документы надо приводить в порядок. Прошла инвентаризация и в Северо-Енисейском районе: объекты выявлены, в том числе квартира Викторовых. К сожалению, они не оформили ее в собственность. Но могли бы законно жить на условиях найма, плата за это – тысяча рублей в месяц. Из-за отказа заключать договор найма суд и признал Викторова утратившим право пользования специализированным жилым помещением.

Как подчеркнула Светлана Власюк, мужчина по-прежнему живет в этой квартире:

– Никто его выгонять не собирается. Проживает незаконно, показывает всем старый ордер на другую квартиру. У нас дом по той же улице также признан собственностью муниципалитета. Люди заключили договор и живут.

На заседании суда рассматривались обстоятельства дела. В частности, что Викторов не состоял и не состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении на условиях социального найма, а также как имеющий право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. Значит, его переезд за счет государства в комфортное жилье из заброшенного поселка невозможен. Денег приобрести другое жилье у пенсионера нет. На имеющиеся скромные сбережения несколько лет назад он купил крохотный домик для дочери и внуков в другом поселке, где есть детский сад. Дополнительных доходов нет. А расходы появились. Приставы взыскали с него задолженность по оплате найма как упущенную для муниципалитета выгоду за 2017 год и прочие судебные издержки, удержав больше 12 тысяч рублей с пенсии. Приняв условия муниципалитета, Викторов мог бы рассчитывать на помощь администрации в ремонте. По закону бремя ответственности делится между нанимателем и наймодателем. Так, Жилищный кодекс (статья 65) гласит, что «наймодатель жилого помещения обязан делать в доме капитальный ремонт». В Гражданском кодексе (статья 681) также записано: «капремонт сданного в наем жилья является обязанностью наймодателя». Но поиски «своей правды» завели мужчину в тупик.

Комментарий

Есть ли выход из этой ситуации? Может ли выселенный по решению суда Викторов стать законным нанимателем своего бывшего дома? Этот вопрос мы задали Виктории ДЕРМЕНЕВОЙ, адвокату Первой Красноярской краевой коллегии адвокатов.

– Право у жильца такое есть, но окончательное решение будут принимать власти района. Гражданин может обратиться в администрацию муниципального образования с просьбой заключить с ним договор найма жилого помещения (так называемый договор коммерческого найма). В заявлении можно указать, что иного жилого помещения лицо не имеет, хотя в нем нуждается. Договор найма заключается на срок, не превышающий пяти лет (ст. 683 ГК РФ), в письменной форме, является возмездной сделкой. Наниматель обязан использовать жилое помещение только для проживания, обеспечивать его сохранность, поддерживать в надлежащем состоянии, не производить переустройство и реконструкцию без согласия наймодателя, своевременно вносить плату за жилое помещение (ст. 678 ГК РФ). Неисполнение данных обязанностей приведет к расторжению договора с последующим выселением на основании решения суда.

На заметку

Газета «НКК» не раз писала о проблемах красноярцев, проживающих в служебных квартирах, сельских домах без документов. За бесплатные квадратные метры, которыми заманивали людей в колхозы и на другие предприятия, пришлось заплатить высокую цену. В свое время многим не давали возможность оформить права на жилье, ссылаясь на разные причины. А кто-то проигнорировал шансы стать собственником.

Можно ли оформить жилье в собственность, если на него нет никаких бумаг? Может ли человек выкупить квартиру, если она в муниципальной собственности? Какие документы на жилье можно восстановить при утрате?

Ответы специалистов Управления Росреестра по Красноярскому краю можно найти на сайте www.gnkk.ru в статье «Как восстановить документы на жилье».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 ноября 2024
На ней все держится
Молодые мамы становятся старше. По статистике, приведенной в проекте Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности, средний
Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это