Красноярский край по своему минерально-сырьевому потенциалу – один из богатейших регионов России. Со школьной скамьи всем известно, что в наших недрах находится вся таблица Менделеева. Основные направления освоения ресурсной базы, развивающиеся в крае, – добыча золота и углеводородного сырья. Эти богатства начали разведывать еще в предыдущем столетии.
Были открыты известные месторождения золота: Советское, Эльдорадо, Олимпиада, Васильевское. Уже в новом веке в регионе появилась новая отрасль – нефтедобывающая. Черное золото Ванкора сегодня один из основных источников доходов краевого бюджета, базис экономического развития. Воротами к щедрым дарам природы стал большой экономический кластер в Нижнем Приангарье. Совсем свежая история – проект строительства горно-обогатительного комбината на месте Кингашского месторождения медно-никелевых руд. Благодаря ему в Саянском районе края сформируется новая точка роста промышленного потенциала региона. Когда начнется добыча, Кингаш сможет стать подспорьем комбинату в Норильске, где руды с течением времени обедняются, а значит, растут затраты на добычу.
Средства вкладываются не только в строительство производственных объектов, но и в развитие инфраструктуры. Новые точки роста края появляются на малоосвоенных землях, там, где была тундра или тайга. Сегодня сырьевые проекты дают миллиарды рублей налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, новые рабочие места, улучшают социальный климат поселков. Все проекты масштабные, долгосрочные. Поэтому ни у кого не возникает вопроса, куда движется регион.
Топливо для локомотива
Но у медали, как известно, две стороны. С одной – нам очень повезло жить и работать в регионе, где нет проблемы с бюджетом. С другой – сырьевая игла не выход. Она позволяет региону быть тем самым локомотивом, развивать территории. Но ориентация на металлургическую продукцию и нефть делает регион зависимым от мировой конъюнктуры. Решение задачи диверсификации экономики Красноярский край видит в первую очередь за счет развития перерабатывающих отраслей, привлечения инвестиций в инновационный сектор. Сегодня средства вкладываются в науку, космические технологии, строятся технопарки и промпарки. Характер краевой экономики меняется на наших глазах.
На сырье нужно зарабатывать правильно. И мы этому научились. Сырье не уходит за рубеж, а перерабатывается в регионе. Такой подход реализуется сегодня в лесном комплексе. Не сырье, а полноценный конечный продукт – концентрат – будет выдавать и новый ГОК в Саянском районе. Кроме того, добывающие отрасли не просто хороши сами по себе, но и выступают в качестве мощного стимула для развития других сфер экономики, малого и среднего бизнеса. Например, край уверенно смотрит в туристическую сторону: облагораживаются озера, строятся объекты инфраструктуры, привлекаются частные инвестиции. Поэтому сырьевая игла не приговор. Наоборот, то, что нас, по идее, должно ограничивать, помогает нам развиваться.
Губернатор Лев Кузнецов четко определил позицию по сырьевому вопросу: наличие огромных запасов природных ресурсов лишь дает региону дополнительные возможности развития.
«Мы не должны стыдиться того, что край – сырьевой регион, – уверен глава края. – Это наше преимущество. Но мы должны обеспечить, чтобы наша сырьевая составляющая легла в основу дальнейшего развития. Я ориентирую правительство на конкурентоспособную экономику, модернизацию, на создание условий для творческого развития личности, повышения качества жизни населения края – эти задачи являются основополагающими для всей вертикали власти».
Колоссальный потенциал
На прошедшем IX Красноярском экономическом форуме эксперты обсуждали роль Сибири в геополитическом и экономическом пространстве.
На конференции рассматривались альтернативные тренды развития Сибири, проблемы и ограничения, сценарии и стратегические приоритеты развития сибирских регионов. Александр Усс, председатель Законодательного собрания края, видит в колоссальном ресурсном потенциале хорошее конкурентное преимущество, которым нужно умело пользоваться. Ориентация на сырьевое развитие, присущая Красноярскому краю, не должна стать серьезной преградой на пути инновационного развития, модернизации экономики. Само по себе наличие сырья сейчас не может гарантировать уверенных перспектив развития того или иного региона.
– Если Сибирь – кладовая ресурсов, то следует задуматься и над вопросом: а стоит ли с такой скоростью их осваивать? – считает председатель Заксобрания. – Достаточно вспомнить США, где многие месторождения законсервированы.
И Америка, и Япония, и Китай делают ставку на экономику знаний. Даже развивая добывающие отрасли, необходимо зарабатывать не за счет объемов добычи, а за счет технологий. Не покупать их, а создавать, поэтому в XXI веке стоит задача вкладывать средства в научные исследования.
– Конечно, можно было бы неплохо жить и на тех огромных ресурсах, которые есть в регионе. Но, согласитесь, зависимость всего лишь от нескольких отраслей не самый лучший вариант развития. Такой сценарий делает экономику очень ранимой: в мире снизились цены на цветные металлы – упали налоговые платежи. В таком случае о каком бы то ни было развитии говорить не приходится. Инновационная составляющая позволяет создать в регионе своеобразную подушку безопасности, которая нивелирует зависимость от мировой конъюнктуры, – говорит вице-премьер краевого правительства Андрей Гнездилов.
В уходе России от сырьевой зависимости именно Сибири, Красноярскому краю, как кладовой ресурсов, отводят ключевую роль, потому как здесь все условия для того, чтобы зарабатывать не только на полезных ископаемых.