Сюжеты из прошлого и три сорта дьявола Осенние кинопремьеры полны мистики и психосоматических расстройств

Сюжеты из прошлого и три сорта дьявола Осенние кинопремьеры полны мистики и психосоматических расстройств

Сентябрь в этом году выдался холодным, в квартирах тоже до недавнего времени температура была – не разваришься. Чем не повод лишний раз сходить в кино? В полном зале теплее.
Фильмы же, которые мы посмотрим этой осенью, часто обращаются к почти вечным сюжетам, а то и напрямую переснимают их, копируя к тому же ретростилистику. Часто – от недостатка свежих идей, иногда – от творческой пресыщенности.

Покайтесь, конец близок!

Именно такие слова можно было написать на осеннем репертуарном плане любого кинотеатра: слово «дьявол» присутствует в названии аж трех сентябрьских премьер.
Первый – «Цветок дьявола», российский мелодраматический триллер для девочек. Он не скупится на все атрибуты подобного девичьего фильма – странные сны, огненный цветок, средневековый замок, старинная книга, переход в параллельную реальность, загадочный темный всадник, любовь к этому самому всаднику и тому подобные несчастья.
На мейнстримную кинотеатральную аудиторию рассчитан немудрящий американский герметический ужастик «Дьявол».
Несколько людей застревают в лифте небоскреба. Со временем они понимают, что среди них присутствует сам дьявол. И ему что-то от них надо. И пока он не получит то, что ему надо, они из этого лифта не выйдут. Не самая приятная ситуация, чего и говорить. Снято все это по идее режиссера М. Найта Шьямалана («Шестое чувство», «Знаки», «Таинственный лес»), что обещает зрителям много хмурой мистики, эффектные падения с высоты кабины лифта и что-то неожиданное в финале.
Третий фильм, посвященный трудовой деятельности нечистых сил, – «Последнее изгнание дьявола». Снятый в псевдодокументальной стилистике, он рассказывает о преподобном Коттоне Маркусе, практикующем экзорцисте. Много лет он зарабатывает тем, что изгоняет бесов из «одержимых» людей. Он скорее актер и психиатр, чем священник. В одержимость он не верит, и каждое его изгнание – тщательно подготовленный спектакль со спецэффектами и страшными звуками из припрятанного айпода. Все это лицедейство организовано для того, чтобы человек, убежденный, в собственной «сатаноизбранности», поверил и в то, что всех демонов из него изгнали. После того как Маркус увидел в газете сообщение о том, как маленький мальчик скончался после аналогичного сеанса, он убедился в необходимости завязать со своим ремеслом и раскрыть все карты. Он приглашает телевизионщиков снять о себе документальный фильм, вместе с ними отправляется на свой последний акт экзорцизма. И там, кто бы мог подумать, одним только спектаклем дело не ограничивается. С дочерью местного фермера действительно творится чертовщина какая-то. Мистику-шоумену приходится оперативно менять квалификацию и всерьез бороться со злом. Только не поздно ли?

Техасский психопат

Есть такой – достаточно плодовитый – английский режиссер Майкл Уинтерботтом. Снимает он много и, кажется, специально старается сделать один фильм максимально непохожим на другой. В его активе есть и комедии, и биография музыкальной, тусовочной жизни города Манчестера 80-х, и даже один почти порнофильм.
На этот раз он постарался поработать на поле американского «южного» нуара поздних пятидесятых. Фильм «Убийца внутри меня», идущий сейчас во всех кинотеатрах, – экранизация романа Джима Томпсона, которая первоначально должна была выйти на экраны полвека назад, с Мэрилин Монро и Марлоном Брандо в главных ролях. Фильм снят в уважительном, словно бы извиняющемся перед так и не снятым фильмом ключе. «Под тогда» блестяще стилизованы даже титры.
С другой стороны, в историю безумия помощника шерифа из маленького техасского городка принесена немыслимая для кино той эпохи брутальная физиологичность.
Уинтерботтом рисует картину бытового человеческого осатанения, в которой человек рафинированного обаяния, обезоруживающе улыбчивый и всеми в родном городке любимый, превращается в убийцу, бессмысленного и беспощадного. Представьте себе чернейшую комедию «Американский психопат», из которой вымарали все намеки на сатиру-юмор и попытки хоть как-то, пусть формально, пояснить мотивацию героя.
Еще одна стилизация – более жизнерадостная, под дешевые боевики 70-х – новая картина Роберта Родригеза «Мачете». Конечно, этому фильму далеко до «натурпродукта». К старым добрыми B-movies «Мачете» относится примерно в той же мере, в которой роман Владимира Сорокина «Роман» можно причислить к русской литературе XIX века.
Однако фильм любопытен уже тем, что получился он, по сути, из ролика к несуществующему фильму, который Родригез снял для своего совместного с Тарантино проекта «Грайндхаус» по сюжету, который режиссер придумал в самом начале своей карьеры. Главный герой Мачете прозван так в честь своего основного орудия труда, которым он беспощадно вырубает зло. Он – агент мексиканского госнаркоконтроля, которого предало собственное коррумпированное начальство. Потерявший семью и сам чудом уцелевший, Мачете оказывается в США в положении нелегала. Там ему предлагают убить сенатора, строящего свою политическую платформу на популистских антиэмигрантских лозунгах (играет его сам Роберт де Ниро). Задание срывается, Мачете понимает, что и на этот раз его подставили, и, осерчав, устраивает для негодяев маленький, локальный Армагеддон. Сойдясь в финале с самым главным мексиканским наркобароном (которого играет легендарный Стивен Сигал, порядком постаревший, но вполне еще бодрый).
В роли самого Мачете снялся Денни Трехо, которого можно назвать главным мексиканским бандитом американского кино последних лет. Пожалуй, это первый фильм, где он сыграл однозначно положительного персонажа. И первый, где его героя не убивают через десять минут после появления на экране.

Спиритический киносеанс

Через двадцать лет после гибели молодежного идола – рок-музыканта, лидера группы «Кино» и в последние годы киноактера Виктора Цоя на экраны выходит фильм «Игла Remix».
В главных ролях – постаревший и воцерковленный Петр Мамонов (тоже музыкант, лидер группы «Звуки Му», сыгравший в оригинальной «Игле» главного негодяя – врача-наркодилера Артура), Александр Баширов (мелкий мошенник Спартак, теперь слез с трубы и ходит в смокинге с тонкими французистыми усиками) ну и Виктор Робертович Цой, собственно.
Авторам удалось воскресить музыканта для этого проекта при помощи бережливости – после первой «Иглы» осталось много рабочих материалов – и кропотливого труда графика и монтажера. В фильме на основе оригинального советского киноматериала «перемиксовывается» мультипликация и новые съемки. Для некоторых фанатичных, практически религиозно преданных поклонников Цоя сам факт существования этого фильма – кощунство, попытка посягнуть на святыню, буквально возбуждение межконфессионального конфликта.
Для остальных же, более спокойных зрителей это интересный эксперимент, который независимо от результата и мотивации авторов и продюсеров стоит того, чтобы на него взглянуть. Ведь задача поставлена практически невыполнимая. К тому же вряд ли Россия и Казахстан, совместной продукцией которых и является ремикс «Иглы», обладают сегодня достаточным для успешной реализации этого проекта кинопотенциалом.
Другой российской небесспорной кинопремьерой станет картина «Ярослав. Тысячу лет назад». Сделана она на историческом материале: Киевская Русь, земли которой опустошают ватаги разбойников, забирая во полон тысячи людей. Ростовский князь Ярослав решает покончить с этим и поставить на Волге крепость, объединив вокруг себя разрозненные племена. В результате этого он попадает в плен к язычникам, которые собираются принести его в жертву. Из всех испытаний он выходит с честью и становится тем, кем мы его знаем – Ярославом Мудрым. Если вам по вкусу современные российские блокбастеры и вы не склонны воспринимать художественный фильм как учебник истории, «Ярослав» может оставить приятные зрелищные эмоции. В противном случае вы рискуете пополнить ряды интернет-полемистов, часами спорящих об исторической правде.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 мая 2022
В федеральном тренде
Региональный центр спортивных сооружений (РЦСС) во второй раз  стал лауреатом ежегодной всероссийской премии «SportsFacilities» в номинации «Лучшая управляющая компания». Престижная
Красноярский симфонический берет разгон
Красноярский академический симфонический оркестр сегодня знают во всем мире. Он приобрел известность, новое качество звучания, мобильность, на его концертах неизменный
24 мая 2022
Медицина: возвращение к планам и графикам
На днях в режиме видеоконференции состоялся разговор министра здравоохранения края Бориса НЕМИКА с представителями муниципальных СМИ. Министр ответил на множество