Жители Красноярского края не доплатили в прошлом году за коммунальные услуги почти 2,9 миллиарда рублей. Такие данные сообщили в Красноярскстате. Информация о долгах, которые человек не вернул даже после решения суда, теперь должна попадать в его кредитную историю. Как быстро эти данные передаются в бюро кредитных историй и передаются ли вообще?
Запросы не поступают
Планировалось, что принятие таких изменений благотворно подействует на финансовую дисциплину неплательщиков, которым выполнять свои обязательства мешает зачастую не нехватка средств, а обыкновенное разгильдяйство. Тем более что рабочие механизмы воздействия, можно сказать, отсутствуют. Так, к примеру, в ООО ГУК «Жилфонд» рассказали, что на 4 206 домов, находящихся в обслуживании, насчитывается 2,5 миллиарда задолженности. Если человек три месяца не вносит квартплату, то УК подает в суд. При наличии работы, машины или хотя бы бытовой техники у должника приставы найдут способ, как взыскать с него долг. Но если официально у человека нет ничего?
– Мы проводим процедуру ограничения канализации, – рассказывает Мария Злобина, сотрудник пресс-службы ООО ГУК «Жилфонд». – Для этого нам даже не обязательно проникать в квартиру. За месяц отправляем предупреждение. Но действенной такую меру не назовешь. Жильцы выходят из положения: приобретают биотуалеты. Конечно, бывают ситуации, когда собственник не может вносить квартплату по объективным причинам – к примеру, из-за тяжелой финансовой ситуации. В таком случае нужно обратиться в УК и оформить документ о предоставлении рассрочки. Тогда начисление пени приостанавливается и можно составить индивидуальный график платежей. Но не все готовы прибегать и к такой возможности – например, люди, ведущие асоциальный образ жизни. Получается, за них платит УК: мы, в свою очередь, не можем не рассчитаться с ресурсоснабжающими организациями, иначе они выставят претензии уже к нам.
Передают ли в этом случае УК информацию о должниках в бюро кредитных историй?
В ООО ГУК «Жилфонд» пояснили, что в их организацию соответствующие запросы не поступали, а значит, и данные о неплательщиках в бюро кредитных историй они не передают.
В свою очередь, Анна Морозова, специалист по внешним связям сектора рекламы и PR компании ЕТК (ТМ «Ростелеком»), также рассказала, что «на сегодняшний день ни одно бюро кредитных историй не обращалось к нам с предложением заключить договор об оказании информационных услуг и предоставлять информацию в отношении должников. Поскольку речь идет о конфиденциальной информации и персональных данных абонентов, они могут предоставляться на основании соответствующих запросов уполномоченных органов в рамках федерального законодательства».
В пресс-службе УФССП по Красноярскому краю пояснили, что они также не передают информацию о должниках. Но у службы есть электронный банк исполнительных производств, которым кредитные организации пользуются не первый год. Правда, информация в таком банке хранится только три года.
Означает ли это, что неплательщик может спать спокойно?
Право, а не обязанность
– Организация, в пользу которой вынесено вступившее в силу и не исполненное в течение 10 дней решение суда, получила право представлять информацию в бюро кредитных историй без получения согласия должника, – поясняет Ян Шавлак, исполнительный директор Красноярского бюро кредитных историй. – Однако действующая редакция закона не обязывает это делать. Другое дело, если данные все же были предоставлены. В таком случае организация должна сообщать в бюро кредитных историй об исполнении решения суда (полном или частичном). И делать это необходимо не позднее пяти рабочих дней с того времени, когда им стала известна соответствующая информация. При этом они также обязаны направлять уведомление должнику о передаче информации о нем в бюро кредитных историй.
Получается, что потенциальный клиент банка может не платить по счетам и при этом не иметь никаких соответствующих отметок в кредитной истории? Вполне возможно, сейчас продолжается переходный период. Не все еще знают о данных поправках (которые действуют с 1 марта), и вскоре организации все же будут сотрудничать с бюро кредитных историй.
Вполне резонный вопрос: пользуются ли обновленными данными в банках? В Восточно-Сибирском банке Сбербанка России ответили утвердительно: «при рассмотрении заявки на получение кредита осуществляется анализ совокупности обязательств и долговых нагрузок клиентов». Однако если клиент захочет уточнить, что именно – задолженность по ЖКХ или алименты – стало препятствием к выдаче займа, кредитный менеджер не сможет ему ответить. Содержание кредитных историй представляет строго конфиденциальную информацию.
Полезно знать
Нужно ли платить за историю?
Узнать, что именно написано в вашем финансовом документе, не так сложно. По информации, размещенной на сайте Центрального банка РФ, получение данных один раз в год в бюро кредитных историй, в котором они хранятся, является бесплатным. За последующие (в течение года) обращения бюро вправе взимать плату. Для начала необходимо узнать, в каком бюро хранится необходимый документ (сейчас их в реестре ЦБ РФ чуть более 20). Для этого направляется запрос в Центральный каталог кредитных историй, а затем уже человек непосредственно обращается в нужное бюро кредитных историй. Получить информацию из Центрального каталога кредитных историй возможно, обратившись:
- через официальный сайт Банка России (www.cbr.ru), заполнив форму запроса, размещенную в разделе «Кредитные истории», с использованием кода субъекта кредитной истории;
- без использования кода субъекта кредитной истории через кредитную организацию, бюро кредитных историй, отделение почтовой связи, нотариуса, микрофинансовую организацию или кредитный кооператив.