Север нашего края приковывает все более пристальное внимание федеральных властей. Тем более происходящие там процессы интересны нам – красноярцам. Ведь мы хорошо понимаем, что «напрасно называют Север крайним» – он в центре интересов региона. И все, что сегодня там вершится, почти напрямую сказывается на всех жителях Красноярского края.
То, что сегодня происходит на Таймырском полуострове, в компании «Норникель», в заполярном городе – модернизация производства, реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта Норильск, – свидетельство не только повышенного внимания ГМК к своим наиболее перспективным активам. Здесь и серьезный интерес федеральных властей к программам модернизации компании, к самому Таймыру и ко всему, что происходит на полуострове сокровищ. А он говорит о повышенном внимании не только к экологии – север страны приобретает все больший вес во внутренней политике государства. Из этого же ряда событий – выделение из федерального бюджета 9,6 млрд рублей на реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта Норильск. Выгодоприобретателями после завершения этой стройки будут не только норильчане и их гости. Можно с уверенностью сказать, аэропорт будет работать на всю страну, которая уверенно возвращается на свой Север.
«Норникель» подает пример
3 июля в Норильске прошло два крупных совещания с участием специального представителя президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова.
Одно из них было посвящено вопросам реализации экологических проектов «Норникеля». До совещания спецпредставитель президента Сергей Иванов и министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской побывали на Надеждинском металлургическом заводе.
Кроме того, компания презентовала «Серный проект» – уникальную экологическую программу «Норникеля».
Сергей Донской напомнил, что с 2019 года все компании, являющиеся крупными загрязнителями (их около 300), обязаны начать переход на наилучшие доступные технологии (НДТ). Министр отметил, что модернизация также позволит увеличить объем производства и сделать продукцию более конкурентоспособной.
На презентации проекта и совещаниях также присутствовали руководитель Росавиации Александр Нерадько, вице-президент – статс-секретарь – руководитель блока взаимодействия с органами власти и управления компании «Норникель» Елена Безденежных, вице-президент «Норникеля» – директор Заполярного филиала компании Александр Рюмин, губернатор Красноярского края Виктор Толоконский, заместитель председателя правительства края Юрий Захаринский, мэр Норильска Олег Курилов.
Елена Безденежных сообщила, что компания ставит перед собой чрезвычайно амбициозную цель – трансформацию в образцовое, экологически чистое предприятие. Это ключевая цель на ближайшие шесть лет, и для ее достижения «Норникель» планомерно проводит комплексную модернизацию. По словам статс-секретаря, в инвестиционной программе ГМК на решение экологических проблем предусмотрено до 250 млрд рублей.
– Важным этапом на пути улучшения экологической ситуации в Норильском промышленном районе стало закрытие в 2016 году в Норильске Никелевого завода, который ежегодно выбрасывал в атмосферу около 400 тыс. тонн диоксида серы, – напомнила Елена Безденежных о событии, которое председатель правления межрегиональной экологической общественной организации «Гринлайт» Владимир Грачев недавно назвал «экологическим подвигом».
Сергей Донской тоже отметил, что закрытие завода – историческое для России решение, сравнимое по значимости с остановкой Байкальского ЦБК:
– Уверен, что в ближайшем будущем Норильск станет городом, привлекательным для населения не только как экономический центр, но и с точки зрения качества жизни и благоприятной окружающей среды, – отметил министр экологии.
На фото: министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской
«Серный проект»
«Серный проект» – второй этап масштабной экологической программы компании, конечная цель которой – сокращение суммарных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух более чем на 75 %. Завершить проект планируется к 2023 году.
В ноябре 2016 года «Норникель» подписал контракт с канадской компанией SNC-Lavalin на разработку рабочей документации проекта производства элементарной серы по проекту НМЗ. Параллельно компания рассматривает альтернативные варианты решения «серной проблемы»: проект по производству серной кислоты с последующей ее нейтрализацией. До конца 2017 года «Норникель» планирует выбрать одну из двух технологий по улавливанию и утилизации диоксида серы, которая в результате будет реализована.
Обе технологии, которые сейчас рассматривает «Норникель», представлены в специальном шоу-руме в виде архитектурных макетов с элементами дополненной реальности. Они представляют собой наглядную визуализацию технологий, которые позволят сократить выбросы в городе более чем на 75 %. Гости воочию увидели будущую производственную цепочку и химико-физические процессы. Также они познакомились с информационными и видеоматериалами, которые рассказывают об истории компании и проекта, а также с той работой, которую «Норникель» проводит в сфере экологии. Здесь же, в шоу-руме, размещено табло обратного отсчета – оно с точностью до секунды показывает, сколько времени осталось до завершения строительства.
Эффект будет зримым
Стоимость «Серного проекта» около 2 млрд долларов. Суммарные затраты на экологические проекты «Норникеля» до 2023 года оцениваются в 250 млрд рублей при общем объеме инвестиций на этот срок 1 трлн рублей.
– Все деньги, которые вкладываются, будут потрачены именно на эти мероприятия. Эффект будет видимым и ощутимым. Я думаю, что жители не только Норильска и Кольского полуострова, но и остальных регионов почувствуют это на себе. Естественно, для нас это важно, – отметила во время презентации Елена Безденежных.
Сергей Иванов сообщил, что подавляющее большинство крупных промышленных предприятий, включая «Норникель», представили программы перехода на наилучшие доступные технологии, которые позволяют модернизировать само производство не только с целью придания большей конкурентоспособности, но и уменьшения негативного воздействия на окружающую среду.
– Год экологии – это только старт, это начало в решении очень многих проблем экологических, которые у нас есть в России и которые мы многие десятилетия вообще не замечали, если быть совершенно откровенными, – сказал спецпредставитель президента.
Сергей Донской особо отметил экологическую направленность программы модернизации «Норникеля».
– Когда мы говорим о реализации экологических проектов, они не могут реализовываться без модернизации производства. Поэтому, в соответствии с законодательством, задача такая стоит, и компании начинают готовиться. Пример тому – «Норникель», который заранее начал подготавливаться к этой теме. Где-то закрываются производства – понятно, что модернизация – это больше затрат, чем результата. А где-то открываются новые производства, модернизируются. Это не просто модернизация, это повышение конкурентоспособности предприятия. Потому что мы понимаем, что во всем мире пристальное отношение к экологичности производства. Это используется в том числе и как конкурентное преимущество, – напомнил министр экологии.
Изменить экологические последствия – сегодня магистральная задача очень многих отраслей промышленности, многих современных производств, считает губернатор Красноярского края Виктор Толоконский:
– «Норникель», как не раз бывало в истории, здесь является пионером. Компания очень серьезно обновила свою стратегию, экологические задачи объявлены приоритетными. В прошлом году мы видели первые результаты этой работы – закрытие Никелевого завода. Это очень сложное решение и для компании, и для края. Сейчас нам представлен «Серный проект». Трудно представить масштаб этой проблемы, но исходя из презентованного плана, за время реализации проекта, за 5–6 лет, в Норильске будет достигнута совершенно новая экологическая ситуация.
Стоимость «Серного проекта» около 2 млрд долларов. Суммарные затраты на экологические проекты «Норникеля» до 2023 года оцениваются в 250 млрд рублей
КОНСТРУКТИВНО И СЛАЖЕННО
Второе совещание с участием Сергея Иванова, посвященное реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта Норильск, прошло в этот же день – 3 июля. Познакомившись с ходом работ на полосе, спецпредставитель президента подчеркнул:
– В связи с бюджетными ограничениями средства на реконструкцию практически всех аэропортов России были сокращены, за исключением одного-единственного аэропорта – норильского. Насколько я знаю, проблем с реконструкцией нет. Подрядчик хорошо работает.
Реконструкция ведется в рамках соглашения между Росавиацией и «Норникелем». По федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы РФ (2010–2020 годы)» на реконструкцию предусмотрено более 9 млрд руб. ГМК, которой принадлежит комплекс зданий и сооружений аэропорта, направляет на работы по реконструкции более 3,5 млрд руб.
– Особенностью проекта является то, что он осуществляется в тесном взаимодействии и при полном взаимопонимании администраций Красноярского края, города Норильска, компании «Норникель», – считает руководитель Росавиации Александр Нерадько. – Все подготовительные работы осуществлялись очень слаженно. Было достигнуто полное взаимопонимание с Минобороны.
– Реконструкция ВПП – это эффективный пример государственно-частного партнерства, – поддерживает главу Росавиации вице-президент – статс-секретарь – руководитель блока взаимодействия с органами власти и управления компании «Норникель» Елена Безденежных. – Мы вместе со всеми сторонами, участвующими в реализации проекта, организовали оперативный штаб, который способен очень быстро решать все возникающие вопросы.
На протяжении всего периода эксплуатации ВПП проводились ежегодные текущие ремонты, но за многие годы ресурс полосы практически выработан. Построить новую в действующих границах аэропорта нельзя – вокруг скалы, на которой расположена полоса, тундра с очень сложным рельефом и геологией. Поэтому единственное верное решение – проведение масштабной реконструкции объекта со стопроцентной заменой бетонного покрытия.
Участок ВПП, который будет реконструирован в этом году, забетонирован уже более чем на 30 %. В рамках подготовительных работ разрушено 95 % старого покрытия, на 70 % уложен выравнивающий слой щебня. Чтобы ход работ не прерывался, все материалы, необходимые для изготовления бетона, в полном объеме завезены заранее. Уже полностью выполнена отсыпка скальным грунтом зоны, прилегающей к ВПП.
Интенсивно ведутся работы и в части инженерного обеспечения. Уже завершено строительство двух трубно-кабельных переходов. Почти готов фундамент свайного основания здания центральной распределительной подстанции, установлено 100 % буронабивных свай под резервуары противопожарного запаса воды. Также подрядчик занимается устройством водоотводной системы, патрульной автодороги, очистных сооружений и пр.
Реконструкция позволит превратить аэропорт Норильск в современный, отвечающий самым строгим требованиям. Новая ВПП обеспечит безопасность пассажиров и позволит использовать воздушную гавань для развития всей Арктической зоны РФ.
Росавиация выступает государственным заказчиком проекта реконструкции норильского аэропорта, генеральным подрядчиком выбрано ООО «Трансстроймеханизация». Это предприятие специализируется на строительстве дорог и аэродромов по всей России. Первый этап работ (реконструкция 720-метрового участка ВПП и наземных объектов) был успешно выполнен в прошлом году. Работы велись во время технологических перерывов, без ограничения работы аэропорта.
В этом году подрядчик с 1 июня работает на центральном 1020-метровом участке взлетно-посадочной полосы. Второй этап реконструкции должен завершиться 16 сентября. Пассажирские перевозки на норильском направлении сейчас выполняют суда малой авиации. Рейсы выполняются по трем направлениям: из Норильска в Красноярск и Новый Уренгой (и обратно) – прямые, рейсы в Москву (и обратно) – транзитные, через Сургут. Безусловно, норильчане испытывают определенные неудобства, но они временные. Тем более что и терпеть придется недолго. Реконструкция идет темпами комсомольских строек советского времени. Третий этап реконструкции стартует в следующем году и также продлится с июня по середину сентября. В это время аэропорт снова будет принимать и отправлять только суда малой авиации.
По итогам совещания специальный представитель президента России Сергей Иванов заявил:
– Это уникальный проект, когда реконструкция полосы осуществляется без прерывания авиационного сообщения. Таких проектов в России раньше не было. Сегодня мне было очень приятно узнать, что работа идет нормально, никаких сбоев, срывов нет. Особо хочу отметить, что цена билетов для норильчан не увеличилась.
Совместные усилия сторон по реализации масштабного проекта реконструкции аэропортового комплекса высоко оценил и губернатор Красноярского края Виктор Толоконский:
– Качественно поработали федеральные, краевые, муниципальные органы власти, «Норникель», авиакомпании, аэропорт. Все было конструктивно и согласованно. В ходе дискуссии удалось принять решение о проведении реконструкции, не прерывая при этом авиасообщения. Работа на полосе идет самыми высокими темпами. Нет никаких сомнений в том, что все работы будут выполнены точно в срок. Уже в сентябре мы получим 1 800 метров новой очень качественной полосы. Это – будущее Норильска, будущее нашего Севера.
Сергей Донской: «В ближайшем будущем Норильск станет городом, привлекательным для населения не только как экономический центр, но и с точки зрения качества жизни»
Государство поддержит модернизацию
По экспертным оценкам, затраты на модернизацию российской промышленности потребуют значительных инвестиций – от 1,5 до 2,5 % ВВП ежегодно. В развитие закона № 219-ФЗ с 2016 года введен целый ряд экономических стимулов для предприятий, включая льготы по плате за негативное воздействие на окружающую среду, налоговые льготы в рамках инвестиционных кредитов. С 2019 года будет введен дополнительный коэффициент амортизации 2 для оборудования, соответствующего НДТ. Внедрение НДТ направлено не только на снижение антропогенного воздействия на окружающую среду, не меньший эффект оно окажет на формирование современной конкурентной производственной базы.
СПРАВКА
НТД – свод наиболее приемлемых технологических решений, представляющий собой результат коллективного договора между властью, создающей условия для промышленного развития и осуществляющей экологический надзор, и бизнесом, для которого важно сохранить рентабельность и потенциал развития.