«Такой же хороший, только без афроамериканцев»

Российскому джазу 100 лет!

«Такой же хороший, только без афроамериканцев» Российскому джазу 100 лет!

Гала-концерт, посвященный 100-летию российского джаза, наконец добрался до Красноярска. 1 ноября на сцене Большого концертного зала  выступили звёзды отечественной музыкальной импровизации – Московский джазовый оркестр под управлением народного артиста России Игоря Бутмана, народная артистка России Лариса Долина, один из наиболее ярких российских джазовых композиторов и пианистов Андрей Кондаков, всенародно любимый пианист и вокалист Олег Аккуратов, участница проекта «Голос» певица Fantin, гитарист и композитор Евгений Пободжий, трубач и музыкальный директор «Большого джазового оркестра» Петр Востоков.

Джаз — это интересно, современно, модно

Серия гала-концертов «От Калининграда до Сахалина» началась 1 октября в Москве. Джазмены выступили с масштабным представлением в Большом театре России, а затем двинули в регионы.

Они уже побывали в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Ярославле, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Новокузнецке, Перми, Казани, Нижнем Новгороде, Сочи, Краснодаре. А теперь – и в Красноярске.

Юбилейный тур завершится 30 ноября в Южно-Сахалинске. А в ближайшие дни у джазменов Калининград и Хабаровск.

 

Наши программы уникальны. В них участвуют удивительные артисты. Достаточно назвать два имени: в Красноярск прибыли Лариса Долина и замечательный трубач Петр Востоков, — говорит руководитель Московского джазового оркестра Игорь Бутман. – Мы с 1997 года приезжаем в Красноярск и выступаем на фестивале «Джаз над Енисеем». Записывали здесь альбом, который разошелся по всей России. Мы настойчиво доказывали, что джаз —  это интересно, современно, модно. И благодаря этому у джаза появляется больше поклонников, сочувствующих.

Джазмен признает: история российского джаза сложна и запутана. А потому приходится снова и снова пропагандировать искусство импровизации (а джаз – это прежде всего музыкальная импровизация), воспитывать подрастающее поколение. В том числе в джазовой академии, которую открыл Игорь Бутман. И эти усилия приносят плоды.

У нас хорошее молодое поколение, которое стремится к знаниям, — отмечает джазмен. – Ему скучно без информации, у них жажда жизни, познания нового. Сейчас на наших концертах полные залы.

Еще не джаз, но…

Игорь Бутман не зря говорит о сложности и запутанности российской истории джаза. Это музыкальное направление то поддерживали власти, то запрещали.

Первый джазовый концерт состоялся 1 октября 1922 года в Москве в Центральном техникуме театрального искусства (теперь это ГИТИС). Открыл новое музыкальное направление для советского народа Валентин Парнах. Он много лет прожил в Париже и буквально влюбился в афроамериканские мотивы, которые тогда вошли в моду в Европе.

Там же, во Франции, закупил все необходимое оборудование для джазового оркестра (банджо, саксофон, ударную установку с ножной педалью, наборы сурдин и всевозможные шумовые инструменты) и привез на родину.

Среди молодых энтузиастов, которые впервые вышли на сцену с джазовыми композициями, был Евгений Габрилович – будущий знаменитый киносценарист. Кстати, по описаниям очевидцев, играли новоявленные джазмены так себе: ударник больше имитировал удары, чем отбивал ритм, контрабасист параллельно стучал ногой в большой барабан, а сам Парнах читал стихи и исполнял диковинные танцы.

Зрелище шокировало публику. Вероятно, поэтому и имело сумасшедший успех.

Затем джаз стал играть  «ПЭКСА» (Первый экспериментальный камерный сочетательный ансамбль), в который входили 19 консерваторских музыкантов. А возглавлял видный театральный режиссер, в прошлом пианист Леонид Варпаховский. На концерте в Колонном зале джазовые классики исполняли в собственных аранжировках фуги Баха, «Мимолетности» Прокофьева, фокстроты Винсента Юманса и Джерома Керна. Об этом концерте критики говорили: «Еще не джаз, но смелый новаторский эксперимент на пути к джазу».

После приезда в СССР оркестра Луиса Митчелла в 1926 году, в стране как грибы после дождя начали появляться джаз-банды. Именно тогда появился самый известный коллектив – «АМА-джаз» Александра Цфасмана. Руководитель сам сочинял пьесы для исполнения.

А 8 марта 1929 года на сцене Ленинградского Малого оперного театра дебютировал театрализованный джаз Леонида Утесова с программой «Теа-джаз». Это был совершенно новый жанр для советской эстрады.

К середине 1930-х годов появилось достаточно много джазовых оркестров. Импровизации играли как профессиональные музыканты, так и любители. Выступали на самых престижных сценах страны.  Например, на Исторической сцене Большого театра России.

Впервые история Большого театра переплелась с новым направлением в ходе съёмок знаменитого фильма «Весёлые ребята» 1934 года. Картина заканчивается выступлением джазового коллектива Леонида Утёсова и Любови Орловой на Исторической сцене Большого.

Существует несколько фактов и о том, что в главном театре страны проходили реальные концерты советских джаз-оркестров. Так, например, сохранилась информация, что в 1939 году в Большом театре выступал ансамбль Зиновия Дунаевского (брата Исаака Дунаевского). Советский тромбонист Вениамин Борисович Колтун вспоминал, что на концерте в первом ряду сидел Иосиф Сталин. После того, как Колтун отыграл соло на тромбоне, Иосиф Виссарионович неожиданно встал и зааплодировал музыканту.

Говорят, за это выступление Вениамин Борисович получил лично от Сталина часы ЗИФ с его монограммой.

Джазмены выступали с концертами на передовой для бойцов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. А в послевоенное время конструкторы под звуки музыкальных импровизаций делали свои открытия.

Но после «пражских событий» 1968 года джаз в СССР запретили. Он ушел в подполье и вернулся на сцены лишь в 1973 году, когда по инициативе председателя КГБ СССР Юрия Владимировича Андропова в стране были открыты джазовые училища, вновь стали проводиться джазовые фестивали.

Играем, как в последний раз

В Советском Союзе джаз был близок к сфере высокого искусства – что-то среднее между популярной и классической музыкой. Приверженцами этого направления была элита мира науки и искусства. Сейчас все иначе, считает джазовая певица Лариса Долина.

Сейчас джаз находится на очень высоких позициях, — говорит Долина. – В нашей стране появилась плеяда достойных джазовых музыкантов, которые могут конкурировать с западными звездами. У нас есть свой стиль, свой менталитет в джазовой музыке.  И интерес со стороны публики к этому музыкальному направлению просто огромен – на всех концертах аншлаги. Самое лучшее, что у меня есть, – это российский джаз!

Что же отличает российский джаз от афроамериканского?

В российском джазе есть русская страсть, — считает Игорь Бутман. – Мы играем, как в последний раз, пытаемся доказать свою правоту. Российский джаз – хороший, но без афроамериканцев.

Что же такое джаз?

Музыкальный жанр, зародившийся в афроамериканских общинах Нового Орлеана, штат Луизиана, США, в конце 19-го —  начале 20-го века, своими корнями уходящий в блюз и рэгтайм.

Начиная с эпохи джаза 1920-х годов,  основная форма музыкального самовыражения в традиционной и популярной музыке, связанная общими узами афроамериканского и европейско-американского музыкального происхождения.

Красноярск и джаз

Летопись сибирского джаза ведется с 1929 года. Тогда в газете «Советская Сибирь» вышла заметка о том, что в поселке Блюменфельд Рубцовского района Сибирского края появился собственный джаз-оркестр.

Поистине джазовым городом Красноярск стал после появления в нем известного российского фестиваля «Джаз над Енисеем» в 1980 году. Его создание связано с именем знаменитого пианиста и композитора Якова Айзенберга.

В 1978 году Айзенберг стал директором заводского клуба и на его базе организовал городской джаз-клуб. В 1980 году состоялся первый фестиваль, гостями которого были музыканты Новосибирска, Кемерова, Абакана и Ташкента. Второй фестиваль именовался уже Всесоюзным, так как на него приехали звезды из Москвы, Ленинграда, Донецка, Ташкента, Риги, Вильнюса и других городов. Позже фестиваль перезапустился под новым именем ЕниJazz и стал визитной карточкой Красноярска.

Сейчас в Красноярске кипит джазовая жизнь. Одним из центров её развития стала Красноярская краевая филармония, где регулярно проходят концерты джазменов из разных городов и стран.

Фото Олега КУЗЬМИНА

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности