Гала-концерт, посвященный 100-летию российского джаза, наконец добрался до Красноярска. 1 ноября на сцене Большого концертного зала выступили звёзды отечественной музыкальной импровизации – Московский джазовый оркестр под управлением народного артиста России Игоря Бутмана, народная артистка России Лариса Долина, один из наиболее ярких российских джазовых композиторов и пианистов Андрей Кондаков, всенародно любимый пианист и вокалист Олег Аккуратов, участница проекта «Голос» певица Fantin, гитарист и композитор Евгений Пободжий, трубач и музыкальный директор «Большого джазового оркестра» Петр Востоков.
Джаз — это интересно, современно, модно
Серия гала-концертов «От Калининграда до Сахалина» началась 1 октября в Москве. Джазмены выступили с масштабным представлением в Большом театре России, а затем двинули в регионы.
Они уже побывали в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Ярославле, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Новокузнецке, Перми, Казани, Нижнем Новгороде, Сочи, Краснодаре. А теперь – и в Красноярске.
Юбилейный тур завершится 30 ноября в Южно-Сахалинске. А в ближайшие дни у джазменов Калининград и Хабаровск.
Наши программы уникальны. В них участвуют удивительные артисты. Достаточно назвать два имени: в Красноярск прибыли Лариса Долина и замечательный трубач Петр Востоков, — говорит руководитель Московского джазового оркестра Игорь Бутман. – Мы с 1997 года приезжаем в Красноярск и выступаем на фестивале «Джаз над Енисеем». Записывали здесь альбом, который разошелся по всей России. Мы настойчиво доказывали, что джаз — это интересно, современно, модно. И благодаря этому у джаза появляется больше поклонников, сочувствующих.
Джазмен признает: история российского джаза сложна и запутана. А потому приходится снова и снова пропагандировать искусство импровизации (а джаз – это прежде всего музыкальная импровизация), воспитывать подрастающее поколение. В том числе в джазовой академии, которую открыл Игорь Бутман. И эти усилия приносят плоды.
У нас хорошее молодое поколение, которое стремится к знаниям, — отмечает джазмен. – Ему скучно без информации, у них жажда жизни, познания нового. Сейчас на наших концертах полные залы.
Еще не джаз, но…
Игорь Бутман не зря говорит о сложности и запутанности российской истории джаза. Это музыкальное направление то поддерживали власти, то запрещали.
Первый джазовый концерт состоялся 1 октября 1922 года в Москве в Центральном техникуме театрального искусства (теперь это ГИТИС). Открыл новое музыкальное направление для советского народа Валентин Парнах. Он много лет прожил в Париже и буквально влюбился в афроамериканские мотивы, которые тогда вошли в моду в Европе.
Там же, во Франции, закупил все необходимое оборудование для джазового оркестра (банджо, саксофон, ударную установку с ножной педалью, наборы сурдин и всевозможные шумовые инструменты) и привез на родину.
Среди молодых энтузиастов, которые впервые вышли на сцену с джазовыми композициями, был Евгений Габрилович – будущий знаменитый киносценарист. Кстати, по описаниям очевидцев, играли новоявленные джазмены так себе: ударник больше имитировал удары, чем отбивал ритм, контрабасист параллельно стучал ногой в большой барабан, а сам Парнах читал стихи и исполнял диковинные танцы.
Зрелище шокировало публику. Вероятно, поэтому и имело сумасшедший успех.
Затем джаз стал играть «ПЭКСА» (Первый экспериментальный камерный сочетательный ансамбль), в который входили 19 консерваторских музыкантов. А возглавлял видный театральный режиссер, в прошлом пианист Леонид Варпаховский. На концерте в Колонном зале джазовые классики исполняли в собственных аранжировках фуги Баха, «Мимолетности» Прокофьева, фокстроты Винсента Юманса и Джерома Керна. Об этом концерте критики говорили: «Еще не джаз, но смелый новаторский эксперимент на пути к джазу».
После приезда в СССР оркестра Луиса Митчелла в 1926 году, в стране как грибы после дождя начали появляться джаз-банды. Именно тогда появился самый известный коллектив – «АМА-джаз» Александра Цфасмана. Руководитель сам сочинял пьесы для исполнения.
А 8 марта 1929 года на сцене Ленинградского Малого оперного театра дебютировал театрализованный джаз Леонида Утесова с программой «Теа-джаз». Это был совершенно новый жанр для советской эстрады.
К середине 1930-х годов появилось достаточно много джазовых оркестров. Импровизации играли как профессиональные музыканты, так и любители. Выступали на самых престижных сценах страны. Например, на Исторической сцене Большого театра России.
Впервые история Большого театра переплелась с новым направлением в ходе съёмок знаменитого фильма «Весёлые ребята» 1934 года. Картина заканчивается выступлением джазового коллектива Леонида Утёсова и Любови Орловой на Исторической сцене Большого.
Существует несколько фактов и о том, что в главном театре страны проходили реальные концерты советских джаз-оркестров. Так, например, сохранилась информация, что в 1939 году в Большом театре выступал ансамбль Зиновия Дунаевского (брата Исаака Дунаевского). Советский тромбонист Вениамин Борисович Колтун вспоминал, что на концерте в первом ряду сидел Иосиф Сталин. После того, как Колтун отыграл соло на тромбоне, Иосиф Виссарионович неожиданно встал и зааплодировал музыканту.
Говорят, за это выступление Вениамин Борисович получил лично от Сталина часы ЗИФ с его монограммой.
Джазмены выступали с концертами на передовой для бойцов, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. А в послевоенное время конструкторы под звуки музыкальных импровизаций делали свои открытия.
Но после «пражских событий» 1968 года джаз в СССР запретили. Он ушел в подполье и вернулся на сцены лишь в 1973 году, когда по инициативе председателя КГБ СССР Юрия Владимировича Андропова в стране были открыты джазовые училища, вновь стали проводиться джазовые фестивали.
Играем, как в последний раз
В Советском Союзе джаз был близок к сфере высокого искусства – что-то среднее между популярной и классической музыкой. Приверженцами этого направления была элита мира науки и искусства. Сейчас все иначе, считает джазовая певица Лариса Долина.
Сейчас джаз находится на очень высоких позициях, — говорит Долина. – В нашей стране появилась плеяда достойных джазовых музыкантов, которые могут конкурировать с западными звездами. У нас есть свой стиль, свой менталитет в джазовой музыке. И интерес со стороны публики к этому музыкальному направлению просто огромен – на всех концертах аншлаги. Самое лучшее, что у меня есть, – это российский джаз!
Что же отличает российский джаз от афроамериканского?
В российском джазе есть русская страсть, — считает Игорь Бутман. – Мы играем, как в последний раз, пытаемся доказать свою правоту. Российский джаз – хороший, но без афроамериканцев.
Что же такое джаз?
Музыкальный жанр, зародившийся в афроамериканских общинах Нового Орлеана, штат Луизиана, США, в конце 19-го — начале 20-го века, своими корнями уходящий в блюз и рэгтайм.
Начиная с эпохи джаза 1920-х годов, основная форма музыкального самовыражения в традиционной и популярной музыке, связанная общими узами афроамериканского и европейско-американского музыкального происхождения.
Красноярск и джаз
Летопись сибирского джаза ведется с 1929 года. Тогда в газете «Советская Сибирь» вышла заметка о том, что в поселке Блюменфельд Рубцовского района Сибирского края появился собственный джаз-оркестр.
Поистине джазовым городом Красноярск стал после появления в нем известного российского фестиваля «Джаз над Енисеем» в 1980 году. Его создание связано с именем знаменитого пианиста и композитора Якова Айзенберга.
В 1978 году Айзенберг стал директором заводского клуба и на его базе организовал городской джаз-клуб. В 1980 году состоялся первый фестиваль, гостями которого были музыканты Новосибирска, Кемерова, Абакана и Ташкента. Второй фестиваль именовался уже Всесоюзным, так как на него приехали звезды из Москвы, Ленинграда, Донецка, Ташкента, Риги, Вильнюса и других городов. Позже фестиваль перезапустился под новым именем ЕниJazz и стал визитной карточкой Красноярска.
Сейчас в Красноярске кипит джазовая жизнь. Одним из центров её развития стала Красноярская краевая филармония, где регулярно проходят концерты джазменов из разных городов и стран.
Фото Олега КУЗЬМИНА