Талант — божий дар или источник проблем?

О воспитании одаренных детей

Талант — божий дар или источник проблем? О воспитании одаренных детей

Талант во все времена вызывал повышенное внимание к человеку. Тем более если речь о ребенке. Но как развить неординарные способности? И опасно ли пренебрежение одаренностью?

Нашему времени свойственна тенденция усиленного интеллектуального развития детей. Большинство трех-пятилеток ходят на какие-то занятия регулярно. Казалось бы, таланты должны появляться как грибы после дождя. Но почему-то этого не происходит. Значит, не все так просто?

– Каждый ребенок обладает определенными способностями, – говорит директор центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание» Людмила Скакун. – Но потенциал каждого ограничен врожденными способностями. Специалистам приходится сталкиваться с двумя крайностями. Бывает, что завышенные требования к ребенку – это ожидания, связанные со своими нереализованными возможностями. На него постоянно давят, требуя хороших результатов. А бывает наоборот: способности есть, но они игнорируются. И это тоже не очень хорошо. У нас был на приеме мальчик, у которого в классе был культ силы, многие занимались спортом, а умственные способности вызывали насмешки, пренебрежение. В итоге ребенок на момент обращения был тревожным, невротизированным. Некоторые дети в такой ситуации начинают приспосабливаться, стараться «овладеть» чуждыми навыками и гасить свои способности.

Как же все-таки понять, что ребенок одарен? Уже в дошкольном возрасте можно увидеть, что он справляется с заданиями лучше, чем другие, у него есть собственный подход к решению задач. Важно создать среду для дальнейшего развития. Можно ли сказать, что родителям повезло? В определенном смысле – да. Но это не значит, что никаких проблем с такими детьми не бывает. Одна из сложностей лежит на поверхности: возможная неспособность к постоянному труду. Слишком легко все давалось в детстве.

Вторая проблема – взаимоотношения со сверстниками. Детям с высоким ресурсом интересней со взрослыми. Это неправильно: нужно найти сообщество одаренных ровесников – на каких-то факультативах, в специализированной школе. Порой проблема кроется в семье, где внушают мысли о собственной исключительности. Такие установки способствуют изоляции ребенка.

– Одаренные дети, как правило, добрые и эмоционально восприимчивые, очень чувствительные, – отмечает Людмила Скакун. – Помню, зимой пришел ко мне мальчик, семиклассник. И плакал в кабинете оттого, что птицам в морозы не хватает питания, они погибают. Такие дети не могут себя защитить, ответить на агрессию. Сверстники этим пользуются.

И самое главное. Развитие способностей ребенка всегда должно быть ради него самого. Ни в коем случае нельзя превращать маленького человека в целебный бальзам для уязвленного самолюбия и своих неудовлетворенных амбиций.

Фото: pixabay.com

Скрипка как благословение

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности