Талант — божий дар или источник проблем? О воспитании одаренных детей

Талант — божий дар или источник проблем? О воспитании одаренных детей

Талант во все времена вызывал повышенное внимание к человеку. Тем более если речь о ребенке. Но как развить неординарные способности? И опасно ли пренебрежение одаренностью?

Нашему времени свойственна тенденция усиленного интеллектуального развития детей. Большинство трех-пятилеток ходят на какие-то занятия регулярно. Казалось бы, таланты должны появляться как грибы после дождя. Но почему-то этого не происходит. Значит, не все так просто?

– Каждый ребенок обладает определенными способностями, – говорит директор центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание» Людмила Скакун. – Но потенциал каждого ограничен врожденными способностями. Специалистам приходится сталкиваться с двумя крайностями. Бывает, что завышенные требования к ребенку – это ожидания, связанные со своими нереализованными возможностями. На него постоянно давят, требуя хороших результатов. А бывает наоборот: способности есть, но они игнорируются. И это тоже не очень хорошо. У нас был на приеме мальчик, у которого в классе был культ силы, многие занимались спортом, а умственные способности вызывали насмешки, пренебрежение. В итоге ребенок на момент обращения был тревожным, невротизированным. Некоторые дети в такой ситуации начинают приспосабливаться, стараться «овладеть» чуждыми навыками и гасить свои способности.

Как же все-таки понять, что ребенок одарен? Уже в дошкольном возрасте можно увидеть, что он справляется с заданиями лучше, чем другие, у него есть собственный подход к решению задач. Важно создать среду для дальнейшего развития. Можно ли сказать, что родителям повезло? В определенном смысле – да. Но это не значит, что никаких проблем с такими детьми не бывает. Одна из сложностей лежит на поверхности: возможная неспособность к постоянному труду. Слишком легко все давалось в детстве.

Вторая проблема – взаимоотношения со сверстниками. Детям с высоким ресурсом интересней со взрослыми. Это неправильно: нужно найти сообщество одаренных ровесников – на каких-то факультативах, в специализированной школе. Порой проблема кроется в семье, где внушают мысли о собственной исключительности. Такие установки способствуют изоляции ребенка.

– Одаренные дети, как правило, добрые и эмоционально восприимчивые, очень чувствительные, – отмечает Людмила Скакун. – Помню, зимой пришел ко мне мальчик, семиклассник. И плакал в кабинете оттого, что птицам в морозы не хватает питания, они погибают. Такие дети не могут себя защитить, ответить на агрессию. Сверстники этим пользуются.

И самое главное. Развитие способностей ребенка всегда должно быть ради него самого. Ни в коем случае нельзя превращать маленького человека в целебный бальзам для уязвленного самолюбия и своих неудовлетворенных амбиций.

Фото: pixabay.com

Скрипка как благословение

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока
Без рубрики
24 апреля 2024
Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире
Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9 288,2 километра. Он проходит через две части света
Без рубрики
24 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: вышла новая книга о писателе
В серии «Жизнь замечательных людей» вышла новая книга о писателе «Астафьев. Праведник из Овсянки» (+16). Ее написал журналист и литератор Олег