Меню Поиск
USD: 77.08 +0.04
EUR: 91.35+0.01
№ 51 / 837

Талант – божий дар или источник проблем?

О воспитании одаренных детей

Талант во все времена вызывал повышенное внимание к человеку. Тем более если речь о ребенке. Но как развить неординарные способности? И опасно ли пренебрежение одаренностью?

Нашему времени свойственна тенденция усиленного интеллектуального развития детей. Большинство трех-пятилеток ходят на какие-то занятия регулярно. Казалось бы, таланты должны появляться как грибы после дождя. Но почему-то этого не происходит. Значит, не все так просто?

– Каждый ребенок обладает определенными способностями, – говорит директор центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи № 5 «Сознание» Людмила Скакун. – Но потенциал каждого ограничен врожденными способностями. Специалистам приходится сталкиваться с двумя крайностями. Бывает, что завышенные требования к ребенку – это ожидания, связанные со своими нереализованными возможностями. На него постоянно давят, требуя хороших результатов. А бывает наоборот: способности есть, но они игнорируются. И это тоже не очень хорошо. У нас был на приеме мальчик, у которого в классе был культ силы, многие занимались спортом, а умственные способности вызывали насмешки, пренебрежение. В итоге ребенок на момент обращения был тревожным, невротизированным. Некоторые дети в такой ситуации начинают приспосабливаться, стараться «овладеть» чуждыми навыками и гасить свои способности.

Как же все-таки понять, что ребенок одарен? Уже в дошкольном возрасте можно увидеть, что он справляется с заданиями лучше, чем другие, у него есть собственный подход к решению задач. Важно создать среду для дальнейшего развития. Можно ли сказать, что родителям повезло? В определенном смысле – да. Но это не значит, что никаких проблем с такими детьми не бывает. Одна из сложностей лежит на поверхности: возможная неспособность к постоянному труду. Слишком легко все давалось в детстве.

Вторая проблема – взаимоотношения со сверстниками. Детям с высоким ресурсом интересней со взрослыми. Это неправильно: нужно найти сообщество одаренных ровесников – на каких-то факультативах, в специализированной школе. Порой проблема кроется в семье, где внушают мысли о собственной исключительности. Такие установки способствуют изоляции ребенка.

– Одаренные дети, как правило, добрые и эмоционально восприимчивые, очень чувствительные, – отмечает Людмила Скакун. – Помню, зимой пришел ко мне мальчик, семиклассник. И плакал в кабинете оттого, что птицам в морозы не хватает питания, они погибают. Такие дети не могут себя защитить, ответить на агрессию. Сверстники этим пользуются.

И самое главное. Развитие способностей ребенка всегда должно быть ради него самого. Ни в коем случае нельзя превращать маленького человека в целебный бальзам для уязвленного самолюбия и своих неудовлетворенных амбиций.

Фото: pixabay.com

Скрипка как благословение

№ 51 / 837

Комментарии:

Валерия

05 Сен '2020 02:48
Замечательная статья! Как будто речь обо мне идёт. Да, к сожалению родители зачастую таким образом пытаются реализовать свои амбиции, например ко мне вообще плохо относились как дома так и в школе, ведь никто не любит кого-то, кто лучше, умнее, талантливее. На счёт специализированных школ: я в первый класс пошла в нормальную школу параллельно в ДМШ, потому как очень хотела с детства заниматься музыкой. После первого же года мама переводит меня в спец муз школу, не могу сказать что мне это было тяжело, но в итоге после 10 лет учёбы там (а школа была 11 летка), я не продолжаю музыку, я не пошла в консерваторию так как не могла продолжать заниматься по причине возникновения психических расстройств. Я что хочу сказать: видите как случается, никогда, слышите никогда не загадывайте наперёд что будет уважаемые родители!! Да, да, я к вам обращаюсь!!! Талант- это дар божий, а не источник проблем, источником проблем являются родители этих самых детей (вундеркиндов или как их ещё называют "индиго"). Действительно, тяжело быть одарённым!!!
Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Свежий выпуск

Видео