До 1 июля из федерального бюджета должно быть выделено не менее 6 млрд рублей на реализацию госпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий». В рамках программы предусматривается решение наиболее актуальных проблем: обеспечение комфортным жильем, развитие рынка труда, создание необходимой инфраструктуры.
Основная цель – «сохранение доли сельского населения в общей численности населения России на уровне не менее 25,3 %…» – выглядит более чем актуально, если учесть, что за последние годы с карты России исчезли тысячи деревень. Журналисты НКК отправились в удаленное село Сизая, чтобы узнать: а как там справляются со сложностями?
Это самый южный населенный пункт Шушенского района – и, пожалуй, один из самых живописных. Тянутся улицы вдоль Енисея, и с трех сторон окружают их отроги Саян…
Именно это место считал своей родиной великий спортсмен, которого еще называли «сибирским Гераклом», – Иван Ярыгин. Здесь до сих пор живет его сестра – Любовь Акулич, возглавляющая местный музей.
При содействии двукратного победителя Олимпийских игр появилась большая школа и белоснежный, отделанный местным сизинским мрамором храм, освященный в честь Евдокии Московской – небесной покровительницы его мамы…
В остальном же Сизая не сильно отличается от других поселков страны, где проблемы одни и те же: организация вывоза мусора, дороги, благоустройство, связь.
И главе сельского совета Татьяне Анатольевне Коробейниковой есть над чем поломать голову: бюджет на все три населенных пункта – Сизая, Голубая и Красный Хутор – составляет всего около 9 миллионов рублей в год. Для сравнения: нехитрое благоустройство одного сквера в Красноярске обходится в среднем примерно в 40 миллионов.
А здесь, да как, впрочем, в почти любом селе, изыскать средства даже на небольшое благое дело – целая история.
Выход глава сельсовета видит в участии в различных программах. Так, проект «Жители – за чистоту и благоустройство» позволил получить около 900 тысяч рублей и сделать уличное освещение в селе Голубая: там его не было никогда. По программе поддержки местных инициатив удалось привести в порядок кладбище.
Правда, участие во многих проектах предполагается на условиях софинансирования: часть средств должна быть собрана силами местных жителей. Представители местной оппозиции уверяли сельчан: вы уже платите налоги и ничего сдавать не обязаны.
– Изначально отнеслись со скепсисом: были уверены, что деньги разворуют и ничего там не получится, – вспоминает Татьяна Анатольевна. – Но потом люди начали видеть результат, и это их вдохновило.
Заброшенный пустырь расчистили и установили детскую площадку, а потом и уличные тренажеры.
Заняли четвертое место в проекте «Живая память села» и получили небольшие средства, чтобы хотя бы немного благоустроить сквер Победы.
Удалось сделать по сельским меркам просто роскошный подарок местным ребятишкам – хоккейную коробку. В первый же год залили каток, поставили прожектор. Сейчас мечтают об инструкторе из спортшколы, который бы приезжал в село хотя бы пару раз в неделю и проводил занятия.
Еще одна болевая точка огромного количества сел в крае – руины вместо «очага культуры». Возводилось большинство ДК в те благодатные времена, когда деньги особо не считали. А теперь сумма только за экспертизу и проектно-сметную документацию заставит схватиться за голову: речь идет о сотнях тысяч рублей.
Однако сизинцам и тут повезло. Капитальный ремонт их Дома культуры завершился совсем недавно. Тоже по государственной программе. Хотя изначально казалось, что проще снести и поставить новое модульное здание: в старом, построенном в конце 50-х годов, текла крыша, деревянные полы почти полностью сгнили, а в самом помещении зимой буквально тряслись от холода. Сейчас здесь очень уютно, но останавливаться на достигнутом никто не собирается.
– Мы еще выиграли три миллиона, они пойдут на новые кресла, механику сцены, оборудование, – рассказывает Оксана Самойлова, руководитель местного Дома культуры. – Для того чтобы привлекать дополнительное финансирование, к примеру, выигрывать президентские гранты, я открыла еще и автономную некоммерческую организацию – «Энергия Саян». Но планы дальнейшие связаны не только с культурой: планирую организовать обучение наших пожилых людей компьютерной грамотности – даже в таком возрасте актуально умение пользоваться «Госуслугами», общение в соцсетях.
Но, увы, спектр сельских проблем гораздо шире всего многообразия государственных программ. Так, еще в 2019 году за помощью пришлось обратиться к депутату ЗС края Сергею Зяблову: иначе не удалось бы справиться с ремонтом одного из деревянных мостов через речку. Ни под какой проект эта нужда не подходит. А эксплуатировать его в таком состоянии уже было просто небезопасно.
Депутат же помог и в решении насущной проблемы с дорогами. Более 14 миллионов рублей выделили на улицу Песочную, что позволит отремонтировать 1,7 километра. Сегодня жители благодарят своего народного избранника за помощь.
Но проблем, над которыми еще предстоит работать, тоже немало. И одна из них – устойчивая связь. Особенно сложно приходилось в пандемию, когда родители ходили по всему поселку, чтобы отправить СМС-сообщение с домашним заданием.
Закрепиться на своей земле
Отсутствие молодых кадров – еще одна печальная тенденция. Привлечь специалистов неимоверно сложно. И в этом Сизой тоже частично помогла государственная программа «Земский учитель»: уже около года в школе преподает иностранный язык Ирина Беляева.
Вместе с мужем и двумя маленькими дочками они без малейшего сожаления покинули Красноярск. Даже квартиру и дачу не оставили «на всякий случай» – продали.
– Устали от суеты, захотелось «на волю», – вспоминает она. – Сама я из Шушенского района и рада вернуться домой, пусть и в другое село. Поэтому, когда увидела на сайте информацию о программе и вакансии в поселке Сизая – подала документы не раздумывая: здесь такие замечательные места, школа большая, красивая. Дети наши счастливы до безумия: у них наконец-то появились друзья, а в городе даже выйти на прогулку – огромная проблема, на площадку нужно собираться всей семьей.
Рассталась с Красноярском несколько лет назад и семья Денисенко. Через какое-то время горожане пробовали вернуться в мегаполис, но вскоре поняли, что уже просто не могут там жить.
– У меня всегда была мечта – собственный сад, даже мысли переехать в Краснодарский край возникали, – с такой фразы начался рассказ Натальи Денисенко о переменах – удивительных для молодой женщины с двумя высшими образованиями, у которой в городе была абсолютно благополучная жизнь.
В итоге сад с великолепными плодовыми деревьями они разбили в центре Сизой: оказалось, местный климат вполне позволяет выращивать персики, вишни, груши. Уже не первый сезон сюда, в усадьбу «Яблоко от яблони», приезжают набраться сил и подлечиться туристы из разных уголков края.
– Не всем же уезжать в Москву, я люблю Сибирь, наши Саяны, – рассказывает еще одна жительница Сизой Наталья Курочкина.
Она получила финансовое образование, какое-то время работала в СМИ, а потом переехала с семьей из Саяногорска и сейчас варит швейцарский сыр «Грюйер» и итальянский «Скаморца»… Продукцию семейного предприятия ценят не только местные жители, но и туристы.
Иными словами, запрос на жизнь в экологически чистом месте, на своей земле, а не в каменных, загазованных городах с высотными микрорайонами однозначно есть. А во время пандемии, когда единственной возможностью для многих подышать свежим воздухом стал крохотный балкон в три квадратных метра, он только усилился. Теперь главное, чтобы все цели программы по развитию села воплотились в жизнь, а не остались мертвыми строчками в официальных документах. Иначе даже тех, кто решился переехать, удержать будет очень сложно. А спустя еще 10–15 лет никакие деньги в жизни российских сел уже ничего изменить не смогут.